РБК Компании

Что важно знать о казначейском сопровождении по ГОЗ

Эксперт Эпикарт освещает особенности работы с казначейством по ГОЗ
Что важно знать о казначейском сопровождении по ГОЗ
Источник изображения: Shutterstock.com
Марина Бакланова
Марина Бакланова
Кандидат экономических наук. Учредитель ООО «Эпикарт»

Опыт работы более 15 лет в сфере горюче-смазочных материалов. Практикующий юрист

Подробнее про эксперта

Казначейское сопровождение контрактов — обширная тема, как и сам гособоронзаказ. Сегодня эксперт Эпикарт рассмотрит пересечение этих двух направлений.

Что такое казначейский счет?

Казначейский счет (КС) — это лицевой счет, который юридические лица открывают в казначействе для исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Это необходимо для обеспечения прозрачности расходования средств и контроля со стороны государства над финансовой стороной исполнения контракта.

Казначейское сопровождение, в свою очередь, — это обязательный элемент работы с госконтрактами, если закон требует открытия счета в ТОФК (территориальном органе Федерального казначейства).

Одна из главных особенностей казначейского сопровождения контрактов — это санкционирование операций со средствами. Чтобы распорядиться средствами на казначейском счете, нужно получить одобрение казначейства Этот процесс включает строгую проверку документов-обоснований, сумм платежей и направлений расходования средств (п. 4 ст. 242.23 Бюджетного кодекса РФ).

Что такое расширенное казначейское сопровождение?

Расширенное казначейское сопровождение отличается от обычного рядом дополнительных требований:

  • углубленная проверка фактически поставленных товаров или выполненных услуг;
  • проверка экономической обоснованности затрат;
  • перевод средств с лицевого счета (л/с) в казначействе на расчетный счет (р/с) в банке после того, как государственный заказчик направит в казначейство уведомление о полном исполнении контракта (ст. 242.24 БК РФ, правила расширенного казначейского сопровождения из ПП РФ № 2024).

Кроме того, проверка в рамках расширенного казначейского сопровождения предусматривает использование фото- и видеотехники и проводится на протяжении всего срока исполнения контракта.

Когда открывают казначейский счет при работе с ГОЗ?

Казначейский счет при работе с ГОЗ открывают, если контракт заключен на сумму свыше 3 млн рублей, а также для расчетов по контрактам, заключаемым в рамках исполнения таких государственных контрактов, на сумму свыше 3 млн рублей (п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»).

Другими словами, сумма контракта по ГОЗ (или контракта, заключенного для исполнения основного контракта) должна превышать 3 млн рублей, чтобы открытие счета в казначействе стало обязательным.

Расширенное казначейское сопровождение необходимо, если контракт заключен с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем на сумму свыше 100 млн рублей, а также если заключен контракт для исполнения основного контракта на сумму свыше 30 млн рублей.

Исключения перечислены в п. 5 ст. 242.27 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Можно ли перечислить средства со счета в казначействе на обычный расчетный счет?

Да, это возможно. 

При этом такой ответ применим не только к ГОЗ, но и к обычным госконтрактам.

Особенности казначейского сопровождения целевых средств по государственным контрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа, изложены в части 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024 «О правилах казначейского сопровождения».

Специальный документ, регулирующий такие операции, — это Постановление Правительства РФ от 11.12.2024 № 1752 «О порядке перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях».

Согласно этому акту, в 2025 году средства с лицевых счетов участников казначейского сопровождения могут перечисляться на расчетные счета в банках в следующих случаях и для следующих лиц:

  • поставщикам;
  • исполнителям (подрядчикам).

При этом обязательное условие — предоставление заказчиками в ТОФК документов, подтверждающих поставку или выполнение услуги, в соответствии с порядком санкционирования.

Перечень документов, которые заказчик должен предоставить для расчетов с поставщиком, установлен порядком санкционирования, а для расчетов с подрядчиком (исполнителем) к этому перечню добавляется реестр документов, подтверждающих затраты подрядчика (исполнителя) по контракту.

Порядок санкционирования операций с целевыми средствами установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2021 № 214н, на который ссылается пункт 4 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Это значит, что в 2025 году поставщикам и исполнителям не придется открывать счет в казначействе, чтобы участвовать в исполнении госконтракта.

Контракты с авансом

Компания Эпикарт неоднократно сталкивалась с непониманием со стороны клиентов и органов казначейства по этому вопросу, но все успешно разрешалось: да, аванс по контрактам с казначейским сопровождением возможен. Конкретные условия прописаны в законе. 

В 2023 году лимиты авансовых платежей по контрактам с казначейским сопровождением составляли от 30 до 50% цены контракта для исполнителей или поставщиков. Эти лимиты продлили на 2024 год: согласно Постановлению Правительства РФ № 50 от 23.01.2024, размер лимитов от 30 до 50% цены контракта остался прежним. Также была предусмотрена возможность включить в контракт условие об авансе в размере от 30 до 90% для госзаказчиков с присоединенных новых территорий.

На момент написания статьи рассматривается проект Постановления Правительства РФ, подготовленный Минфином России, который устанавливает следующие лимиты авансов по госконтрактам с казначейским сопровождением на 2025 год:

  • до 50% (от 30 до 50% — по контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства государственной собственности) — для федеральных получателей бюджетных средств;
  • до 50%, если предусмотрено казначейское сопровождение, а сумма контракта менее 100 млн рублей, — федеральные госструктуры смогут устанавливать такой лимит через нормативные акты.

Этот проект во многом повторяет постановления прошлых лет, которые поддерживали предпринимателей в кризисные периоды: пандемия и усиленное санкционное давление усложняли оплату расходов по контрактам за счет собственных средств.

Проект постановления на 2025 год призван упростить исполнение контрактов за счет расширения возможностей авансирования исполнителей. Проект так же предусматривает приостановление действия подпункта «б» и абзаца 4 подпункта «а» Постановления Правительства №1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», которыми размер аванса по контракту с казначейским сопровождением ограничивается 30% от суммы контракта — как это было и в предыдущие годы.  

Перечисление средств с казначейского счета заказчика на обычный расчетный счет исполнителя

Важно еще раз отметить: во-первых, при казначейском сопровождении стороны могут включить в госконтракт условия об авансе (но необходимо учитывать лимиты); во-вторых, при казначейском сопровождении авансы также могут перечисляться на обычный банковский расчетный счет исполнителя по госконтракту.

Что еще важно знать?

По опыту нашей компании, перевод средств с лицевого счета в казначействе на расчетный счет в банке — это непростая и небыстрая процедура.

Согласование платежей в казначействе, как показывает практика, занимает много времени, а договор, подтверждающие документы и счет поставщика проходят тщательную проверку. Ожидание санкционирования оплаты аванса может затянуться на неделю. Особые трудности возникают у участников казначейского сопровождения, чьи договоры предусматривают постоплату. Тем не менее, это эффективная форма расчетов, а госконтракт — высокая планка для поставщика, поэтому казначейское сопровождение не должно отпугивать потенциальных исполнителей.

Работа с госконтрактами, включающими казначейское сопровождение, требует глубокого понимания процедур, регламентов и практических нюансов взаимодействия с казначейством. Специалисты, которые регулярно сталкиваются с такими проектами, отмечают, что успешная работа зависит не только от знания нормативных актов, но и от способности выстраивать прозрачную коммуникацию с контрагентами и органами контроля.

Казначейское сопровождение — это многоступенчатая система контроля за расходованием бюджетных средств, в которой участвуют и поставщик, и заказчик, и органы казначейства. Компании, которые заранее выстраивают процессы под этот формат работы, как правило, проходят все этапы с меньшими задержками. Сложности, с которыми мы сталкиваемся, сначала становятся вызовом для навыков специалистов, а затем превращаются в опыт, которым наша компания готова поделиться с партнерами и клиентами.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Интегратор-первопроходецПервым обеспечил бизнес возможностью заправляться на АЗС по топливным картам на Новых Территориях

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 16, стр. 5, офис 407
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия