Как новый закон против телефонного мошенничества повлияет на бизнес
Как новые регуляторные требования против телефонного мошенничества повлияют на компании, использующие IP-телефонию

Предприниматель, соучредитель, совладелец и директор ООО «Авантелеком». Под руководством Владислава за 12 лет реализовано более 1500 проектов для коммерческих и государственных организаций в России.
Госдума приняла законопроект о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству. Согласно ФЗ-41 от 01.04.2025 года «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» теперь международные вызовы нужно будет маркировать, а операторам связи, цифровым платформам, финансовым компаниям и государственным организациям будет запрещено использовать зарубежные мессенджеры для общения с клиентами.
Комплексные изменения затрагивают в целом сферу информационно-коммуникационных технологий. В числе других нововведений и важные изменения для физических лиц — например, возможность через «Госуслуги» подключить самозапрет на дистанционное оформление сим-карт, установка самозапрета на международные звонки, массовые спам-обзвоны и смс-рассылки, а также возможность запретить отправку смс-кодов подтверждения от портала «Госуслуг» и банковских приложений во время телефонного звонка. Совокупно в списке более 30 обновлений, и, в основном, они изменят привычную работу операторов связи, банков, госорганизаций, e-commerce компаний и маркетплейсов. Изменения вступят в силу уже с 1 июня 2025 года.
Меры понятные и своевременные, актуальность регулирования отрасли связана с ростом количества кибермошенничеств и увеличением объема утечек персональных данных. И поправки, прежде всего, направлены на борьбу с злоумышленниками и на обеспечение безопасности граждан страны.
Безусловно, законодательные изменения повлияют и на бизнес, в частности, на компании, ведущие свою деятельность с использованием IP-телефонии. Что касается телефонных звонков — речь о маркировке звонков от организаций и индивидуальных предпринимателей, а также зарубежных звонков — изменения коснутся и бизнеса, хотя обязанность маркировать звонки возложена все же именно на операторов связи. В большей степени, поправки направлены именно на поставщиков услуг, которые и так обязаны нести ответственность с целью противодействия различного рода вмешательств и других видов атак.
Технически маркировка звонков для операторов не представляет существенной сложности. Звонки помечаются с помощью специальных тегов и отметок в SIP-сообщениях. Они содержат метаинформацию о звонке: номер отправителя, получателя, тип соединения и дополнительные теги. Это понятная и используемая практика для игроков рынка. Для бизнес-среды нововведения таким образом могут улучшить и клиентский опыт, а самим компаниям будет проще дозваниваться до своих клиентов.
В настоящий момент маркировка звонков — это не обязанность бизнеса, но некоторые компании уже оплачивают такую услугу телеком-поставщикам как дополнительную. Скорее всего, с введением требования об обязательной маркировке звонков, стоимость подобной «визитки» операторы включат в тарифы на связь для компаний, а значит затраты бизнеса на исходящую связь могут возрасти. И это объясняет, почему сегодня среди представителей, прежде всего, банковской и страховой сферы, для которых исходящие звонки — привычная практика в бизнесе, испытывают волнение. Однако, на легальном рынке, когда исходящий трафик для компаний не является основным, это нововведение все же не отразится.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты