Как мотивировать сотрудников к творчеству: тренинг по лидерству
Почему похвала и премии не работают на долгосрочную мотивацию, и какие инструменты лидерства действительно пробуждают энергию команды

Эксперт по переговорам и коммуникациям, ТОП-спикер СНГ, более 14 лет опыта в продажах, закупках и управлении командами в сегментах FMCG, Pharma, IT и Retail.
Когда я провожу тренинги по лидерству для руководителей среднего звена и топ-менеджмента, неизменно задаю вопрос:
«Какие мотиваторы вы используете в повседневной управленческой деятельности?»
Чаще всего отвечают: «материальное поощрение» и «похвала».
Отчасти руководители правы: похвала действительно может мотивировать и стимулировать творческую деятельность человека, но, к сожалению, лишь на короткий промежуток времени. Более того, на уточняющий вопрос — «Как часто вы хвалите сотрудников?» — многие отвечают, что это происходит «редко или нечасто».
Что касается материального поощрения, то этот мотиватор, согласно исследованиям всемирно известного эксперта по мотивации Фредерика Герцберга, относится к «гигиеническим» факторам. Он не повышает энергию человека для новых свершений и не стимулирует творческой деятельности, а лишь удерживает сотрудника на работе.
Когда я рассказываю об этих выводах, сделанных Герцбергом более 60 лет назад, становится очевидным, что подавляющее число современных руководителей о них никогда не слышали.
Кто такой Фредерик Герцберг и в чем суть его теории мотивации

Герцберг — американский психолог, ставший одним из самых известных экспертов в области мотивации сотрудников. Его работа «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?» (One More Time, How Do You Motivate Employees?), опубликованная в 1968 году, стала самой востребованной статьей в Harvard Business Review.
Герцберг разработал двухфакторную теорию, выделив:
- «Гигиенические факторы» — удерживающие сотрудника
- «Мотиваторы» — повышающие вовлеченность и уровень энергии в работе
К гигиеническим факторам относятся:
- заработная плата,
- условия офиса,
- корпоративный автомобиль,
- социальный пакет.
К мотивирующим — следующие шесть факторов:
- Достижение и успех
Человека вдохновляет выполнение или перевыполнение важного показателя, он испытывает гордость за успешно реализованный проект. - Профессиональный вызов
Человека увлекают новые и сложные задачи, относящиеся к его сфере деятельности. - Признание
Некоторым людям важно регулярно слышать похвалу и получать признание от руководителей и коллег. - Коллектив
Для человека принципиально работать в хорошей, открытой и доверительной атмосфере. - Ответственность
Человеку важно, чтобы его воспринимали как надежного специалиста, способного справиться с любой задачей. - Карьерный и профессиональный рост
Человек не хочет засиживаться на одной должности и ожидает видеть регулярный прогресс в карьере или в профессиональном развитии.
Как понять, что мотивирует сотрудников?

Руководителю необходимо четко понимать, что именно мотивирует сотрудника, и использовать эти знания для повышения уровня энергии и достижения целей, связанных с творческой деятельностью.
Ответ на вопрос «Что мотивирует моего сотрудника?» всегда индивидуален: он зависит от личности и от конкретной ситуации.
Вот рабочие подходы:
Проверяйте свои предположения
Убедитесь, что ваши представления о мотивации соответствуют реальности. Постарайтесь отрешиться от прежних убеждений и взглянуть на ситуацию свежим взглядом.
Задавайте вопросы
Лучший способ узнать мотивы сотрудника — спросить напрямую. Узнайте, какие цели у людей, что они ценят в работе, какой видят идеальную атмосферу в коллективе.
Наблюдайте за поведением
Люди не всегда могут объективно рассказать о себе. Важно наблюдать, в каких ситуациях сотрудник начинает прикладывать больше усилий и проявлять энтузиазм, а когда интерес к работе падает.
Пробуйте влиять на мотивацию
Ориентируясь на то, что узнали, поэкспериментируйте с несколькими способами влияния на сотрудника.
Продолжайте разговор
Регулярно отслеживайте, как меняется мотивация сотрудников. Умение выслушать и разделить эмоции сотрудника само по себе способно повысить его мотивацию.
Даже если проблемы с мотивацией не стоят остро, вспомните слова Тома Гилберта, одного из выдающихся мыслителей в области повышения производительности:
Если способности двух работников равны, увлеченный сотрудник добьется примерно на 70% большего результата.
Профессор Гарвардской бизнес-школы Тереза Амабиле в статье для Harvard Business Review пишет, что успех в творческой работе зависит от внутреннего состояния человека, его эмоций и мотивации. Амабиле отмечает два ключевых фактора:
- понимание осмысленности дела,
- ощущение ежедневного прогресса.
Заключение
Чтобы стимулировать творческую деятельность, руководителю доступны два пути:
- Индивидуальный подход: понять, какие мотивы работают на конкретного сотрудника.
- Создать условия: обеспечить осмысленную работу и ощущение ежедневного продвижения.
Обе стратегии позволяют пробуждать и поддерживать энергию, необходимую для творчества и новых свершений.
Источники изображений:
Личный архив SellWell; Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты