GPS и ГЛОНАСС: нужно ли выбирать между ними
Разбираемся, нужно ли выбирать платформу определения координат и позиционирования для системы мониторинга транспорта

Руководитель компании Dellson, эксперт в области мониторинга транспорта с использованием ГЛОНАСС/GPS-технологий. В отрасли работает с 2004 года.
Система мониторинга транспорта напрямую влияет на точность доставки, оптимизацию расходов на топливо, контроль работы водителей и соблюдение требований государственных контрактов. В центре этой системы находится навигационное оборудование, которое отслеживает местоположение и движение транспорта.
Многие предприниматели считают навигацию чем-то «базовым» и само собой разумеющимся. Однако, как показывает практика, от точности позиционирования во многом зависит эффективность логистики. Это особенно заметно в таких отраслях, как доставка товаров, строительные и коммунальные службы, перевозка опасных грузов или работа в удаленных регионах.
Сразу отмечу, что сегодня все производимые или ввозимые в Россию терминалы для мониторинга транспорта обязаны иметь модуль ГЛОНАСС. При этом отечественные производители практически всегда оснащают оборудование и GPS-приемником. Фактически, потребителям уже не нужно выбирать между системами — в подавляющем большинстве случаев клиент получает трекер с поддержкой обеих технологий.
Однако еще в 2013 году ситуация была иной. Наша компания, ООО «Гараж Сигнал 2000», ввозила импортные терминалы только с GPS-модулями, поскольку отечественных аналогов с ГЛОНАСС тогда не хватало. Учитывая, что с тех пор прошло немногим более десяти лет, дальнейшие рассуждения отчасти отражают эволюцию этого вопроса.
В чем разница между GPS и ГЛОНАСС
GPS — это американская глобальная навигационная спутниковая система, активно используемая с 90-х годов. ГЛОНАСС — российская альтернатива, которая активно развивается с 2000-х и сегодня охватывает весь земной шар. Однако есть важные отличия:
- Количество спутников и орбиты. GPS использует 31 спутник, ГЛОНАСС — 24. Спутники ГЛОНАСС находятся на более высоких и «северных» орбитах, что особенно важно для России и Арктики.
- Точность. Приемники, использующие обе системы, работают точнее: до 2–3 метров против 5–10 метров у устройств с одной системой.
- Стабильность. В отличие от GPS, спутниковая система ГЛОНАСС характеризуется отсутствием резонанса или синхронизации орбит спутников с вращением нашей планеты, что положительно сказывается на их стабильности. Благодаря этому спутниковая группировка ГЛОНАСС не нуждается в частых корректировках орбит в течение всего периода эксплуатации.
- Скорость фиксации координат. Комбинированные устройства быстрее фиксируют местоположение — особенно в городах с плотной застройкой или в условиях плохой видимости неба.
Почему важно использовать и GPS, и ГЛОНАСС
Когда мы говорим с клиентами о мониторинге автопарка, я всегда подчеркиваю: не бывает избыточной точности. Задержка сигнала, потеря координат, скачки маршрута — все это приводит к искажениям отчетности, ошибкам в логистике и, в конечном счете, к потерям.
Мы рекомендуем клиентам устанавливать навигационные терминалы, которые поддерживают одновременно GPS и ГЛОНАСС. Почему?
- Это не дороже. Большинство современных терминалов по умолчанию комбинируют обе системы.
- Это стабильнее. В густо застроенных районах или в плохую погоду сигнал может «прыгать», т. е. создавать ложное движение. Двойная система снижает такие риски.
- Это универсально. Устройство работает одинаково хорошо, как в Подмосковье, так и в Заполярье.
- Это соответствует требованиям. Участие в государственных тендерах требует обязательной поддержки ГЛОНАСС.
Комбинированная навигация — не опция, а необходимость
Сегодня невозможно эффективно управлять автопарком, опираясь на устаревшие решения. Комбинированное использование GPS и ГЛОНАСС дает бизнесу надежность, точность и экономическую выгоду. Это особенно важно в регионах с экстремальной погодой, сложной инфраструктурой или при высоких требованиях к отчетности.
Если вы до сих пор используете только GPS, стоит пересмотреть стратегию. Это не вопрос модернизации ради «галочки», это шаг к системной эффективности бизнеса. Устройство с двойной навигацией стоит столько же, а дает в разы больше.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты