Цифровой финансовый архив в Directum RX: история проекта КАО «Азот»
Кейс КАО «Азот» по переводу финансовых документов в цифру: единый архив, интеграция с ERP и ИИ, автоматический контроль и выгрузка в налоговую витрину
Задача
Перед КАО «Азот» и компанией ООО «Финансовые технологии» стояла комплексная задача по созданию на платформе Directum RX единой цифровой среды для управления финансово-хозяйственными документами, которая давала бы возможность:
- синхронизировать справочники и документы учетной системы Галактика ERP, Контур Диадок и налоговой витрины;
- выстроить на базе единых справочников финансовый архив предприятия, т.е. централизованное хранилище финансово-хозяйственных документов с возможностью быстрого поиска, подготовки и выгрузки в налоговую витрину;
- реализовать контроль за сроками и качеством оформления бухгалтерских документов;
- создать полностью «безбумажный» процесс подготовки, согласования и подписания бухгалтерских документов.
Причина
Необходимость в реализации этого проекта была вызвана тем, что существовавшие до этого разрозненные системы и ручные операции создавали ряд проблем:
- Отсутствие единого источника данных
- Низкая скорость и прозрачность процессов
- Риски для налогового и финансового контроля
- Неэффективность «гибридных» процессов
Весь объем документооборота в ходе проекта был разделен на несколько блоков:
- договорные документы и спецификации, синхронизированные с учетной системой,
- входящие и исходящие документы, взаимодействие с контрагентами через Диадок, обмен бумажными документами,
- внутренний электронный документооборот, который также был разбит на отдельные блоки: внутреннее перемещение материалов, списание материалов, выполнение ремонтных работ и т.д.
При старте работ по каждому блоку сотрудники бухгалтерии и ИТ-службы КАО «Азот» формулировали ключевые требования, в том числе необходимый набор реквизитов документов, состав комплекта, требования к синхронизации, требований к порядку обработки и согласования документов.
Настройку регламентов процессов и доработку функциональности системы выполняли партнер и специалисты ИТ-службы КАО «Азот» совместно. Они работали по отдельным блокам внутреннего документооборота.
Далее сотрудники бухгалтерии провели предварительное тестирование функциональности и корректировки требований, а затем передали систему в опытную эксплуатацию всем участникам процесса.
Параллельно с реализацией финансового архива «Кемеровский Азот» выполнял масштабный проект перехода на налоговый мониторинг. Он включал большой объем методологической работы, доработку учетной системы Галактика ERP, классификацию первичных документов в разрезе справочника СПВДОК, в том числе в системе Directum RX.
Успешно провести проект внедрения финансового архива помогли:
- активное участие сотрудников бухгалтерии, которые были вовлечены в каждый этап процесса внедрения, начиная от проектирования и заканчивая тестированием, подготовкой пользовательских инструкций и запуском в промышленную эксплуатацию.
- консолидация и слаженная работа, а также высокая квалификация специалистов КАО «Азот» и ООО «Финансовые технологии».
- использование MVP при реализации каждого блока. Это дало возможность оперативно подготовить функциональность для тестирования и при необходимости оперативно формулировать уточненные требования.
Договорные документы
На предприятии настроены регламенты согласования договорных документов. Реализована интеграция с учетной системой: спецификации поставки и отгрузки (ПКП) автоматически подгружаются в процесс согласования в Directum RX.
После подписания документов система проверяет наличие оригинала, и затем документ становится доступным для выгрузки в налоговую витрину.
Входящие первичные документы
Первичный учет ведется в системе Галактика ERP, где:
- карточки документов создаются вручную или автоматически на основании данных Контур Диадок;
- первичные учетные документы связываются с договорными, а далее формируются приходные ордера.
Далее работа продолжается в Directum RX — выполняется подписание приходных ордеров, формирование комплекта документов (ордер, УПД или накладная/акт, транспортная или ж/д накладная, договор, спецификация).
Версии электронных документов автоматически подгружаются из Контур Диадок и связываются с карточками документов в Directum RX. Скан-копии бумажных документов могут поступать через ручной ввод и интеграцию с интеллектуальными сервисами обработки документов.
Исходящие первичные документы
Работа также начинается в учетной системе. Там формируются карточки накладных на отгрузку и актов выполненных работ. Далее документы выгружаются в Диадок и Directum RX.
В Directum RХ формируются карточки первичных документов и связанных комплектов. На этом этапе используется ИИ-сервис, который помогает быстро перенести в систему сканы транспортных и железнодорожных накладных, деклараций на товары, сканов подписанных накладных/актов (в случае бумажных документов).
Контроль полноты комплектности документов
Проверка комплектности первичных документов происходит автоматически с помощью отдельного справочника, в котором для каждого типа задан обязательный состав комплекта.
Например, при поступлении материалов автотранспортом система требует наличие оригинала накладной, подписанного приходного ордера и оригинала транспортной накладной. На основе этих критериев устанавливается состояние комплекта в карточке документа.

Для оперативного контроля предусмотрены отчеты, которые отражают все неполные комплекты: они формируются автоматически и доступны бухгалтерам для устранения расхождений.
Если комплект полный, документы становятся доступными для выгрузки в налоговую витрину — хранилище, где налоговые органы получают доступ к подтверждающим данным по операциям.
Интеллектуальная обработка документов
Объем бумажных первичных документов в КАО «Азот» может достигать 90 тыс. экземпляров в месяц. Чтобы снизить трудозатраты на их обработку, предприятие использует возможности искусственного интеллекта.
После сканирования документ поступает в службу захвата (DCS) и автоматически направляется в интеллектуальный сервис Ario. Он запускает преднастроенный сценарий: скан анализируется, распознается и прикрепляется либо к существующей карточке документа, либо, в случае ошибки, — создает новую карточку в специальной папке финансового архива для верификации.

Для такой эффективной работы с документами потребовалось предварительное обучение искусственного интеллекта. Оно включало четыре ключевых этапа:
- Создание собственного классификатора из-за большого числа специфических документов, не охваченных стандартными наборами.
- Первичное и повторное обучение классификатора на базе 800 типовых документов.
- Обучение распознаванию табличных частей, которое было особенно важно для входящих УПД.
- Масштабирование. Из-за высокой нагрузки Ario был вынесен на отдельный сервер.
Автоматическое извлечение данных
Сервис Ario выделяет из документа ключевые реквизиты: номер, дату, ИНН и наименование контрагента. Первоначально поиск выполнялся по ИНН и КПП, затем, если совпадений не находили, — только по ИНН, а в крайнем случае — по наименованию контрагента. После этого среди найденных документов отбираются те, которые соответствовали указанным дате и номеру.
Если Ario не находит нужную карточку или сталкивается с дублированием, документ попадает в папку ошибок. В интерфейсе бухгалтер сразу видит причину. Например, дату, которую не получилось распознать или наличие нескольких карточек с одинаковыми реквизитами.
Далее специалист может вручную связать документ с необходимой карточкой. При этом система предлагает для выбора только те документы, которые удовлетворяют распознанным полям.


- 82,5% — текущий уровень распознавания документов Ario;
- 3 минуты — время на обработку пачки документов;
- существенное сокращение нагрузки на бухгалтерию, особенно при работе с бумажными УПД.
Далее запланирована разметка новых типов документов, а также проработка дополнительных сценариев, включая распознавание авиабилетов.
Интеграция с внутренним ЭДО и ускорение работы с налогами
В КАО «Азот» внутренний электронный документооборот не сводится лишь к задачам налогового мониторинга. ЭДО обеспечивает централизованный и прозрачный контроль оформления бухгалтерских документов и помогает качественно готовить данные для дальнейшего использования, в том числе в рамках налогового мониторинга
ЭДО охватывает процессы:
- списания материалов;
- перемещения МПЗ;
- учета основных средств;
- списания СИЗ.
Карточки документов формируются в ERP, проходят проверку и отправляются на согласование в Directum. Там они подписываются, закрываются от редактирования и фиксируются в бухгалтерии.
На этапе согласования сотрудники уточняют даты отгрузки и выезда, формируют пропуска и вносят необходимые данные. Все действия происходят в единой системе, без переписки и пересылки сканов.
Источники изображений:
Изображения предоставлены специалистами КАО Азот
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



