Как обстоит ситуация с мошенничеством в сфере МФО
Эксперт «Джой Мани» Валерий Нечаев о самых распространенных мошеннических схемах и способах защитыВ сфере финансового рынка более 6 лет. Опыт работы в области регуляторной политики более 8 лет. Является заместителем председателя дисциплинарного комитета СРО «МиР».
Валерий, как сейчас обстоит ситуация с мошенничеством, с чем сталкиваются микрофинансовые организации?
Как правило, основной вид мошенничества остается прежним, неустановленные лица используют чужие персональные данные для заключения договора потребительского микрозайма. К сожалению, получить доступ к очень большому набору персональных данных совершенно не сложно как в открытых источниках, так и на нелегальных площадках.
Появились ли какие-то новые схемы мошенничества?
Глобально, основная схема, описанная выше, остается практически неизменной. Меняются лишь некоторые детали, поскольку усложняются механизмы использования платежных инструментов («одноразовые виртуальные карты»), и мошенникам сложнее становится заполучить номера мобильных телефонов.
В микрофинансовой сфере, в отличие от банковской, мошенники практически не используют методы социальной инженерии. В случае оформления банковских продуктов для пострадавших ситуация обстоит на порядок сложнее, поскольку заемщики чаще всего самостоятельно оформляют кредиты под влиянием третьих лиц, и, как следствие, сами становятся пострадавшими и вынуждены возвращать заемные средства.
Иными словами, такое мошенничество чаще всего влечет убытки самим МФО, а в банковской сфере пострадавшими от действий мошенников становятся заемщики.
Сколько денег уже похитили мошенники в этом году? Есть ли какая-то статистика Центробанка?
Такую статистику ЦБ предоставляет как раз по банковской сфере. В среднем, сумма похищенных денежных средств в 2024 году колеблется в районе 4,5 — 5 млрд рублей в квартал. На рынке МФО все иначе — статистика по убыткам ведется каждым отдельным игроком рынка. По грубым подсчетам, сумма таких операций составляет приблизительно 450-550 млн в год. Часть из этих денег у МФО получается вернуть при помощи правоохранительных органов в рамках предварительного расследования — в случае, если мошенник установлен.
Как выглядят типичные мошеннические действия? Есть ли какие-то заметные «стоп-факторы»?
Если говорить о действиях, направленных на заключение договора займа по чужим персональным данным, то здесь, в большинстве своем, финансовые организации замечают «новые» данные при оформлении заявки, которые раньше не фигурировали в кредитной истории реального человека (новый телефон, другой адрес электронной почты и др.). В этом случае системы принятия решения финансовых организаций подсвечивают определенные триггеры и заявка отправляется на дополнительное исследование. Что касается методов социальной инженерии, то механика таких действий чаще всего содержит в себе создание мнимой проблемы и помощь в ее решении. Причем «проблема» может затрагивать как предполагаемую жертву мошенничества, так и ее ближайший круг, родственников и коллег. И часто в такой схеме в качестве помощников фигурируют якобы сотрудники правоохранительных органов.
На ваш взгляд, как могут финансовые компании обезопасить пользователей сейчас и в будущем?
Я думаю, очень важно уделять повышенное внимание информационной безопасности. Сегодня компании становятся все более экспертными в области антифрод ИБ. Мы видим, как масштабно развивается тема искусственного интеллекта, уже сейчас он может заменить некоторые должности. В будущем, при более индивидуальной работе с каждой ситуацией, ИИ поможет защитить заемщиков от мошеннических действий и раскрыть новые грани информационной безопасности.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты