РБК Компании

Гендиректор Smart Country — о кейсах внедрения семейноцентричности

В клубе маркетологов Джека Траута генеральный директор ОКЦ Smart Country Елена Антонова представила актуальные кейсы внедрения семейноцентричности
Участники заседания клуба маркетологов Джека Траута
Источник изображения: Архив Клуба Маркетологов Джека Траута

В апреле 2025 года Елена Антонова, генеральный директор образовательно-консалтингового центра Smart Country, выступая в студии клуба маркетологов Джека Траута на тему семейноцентричности, как нового кода ESG, сделала акцент на практических кейсах внедрения семейноориентированных программ ведущими российскими компаниями.

Гендиректор Smart Country — о кейсах внедрения семейноцентричности

Впервые идея семейноцентричности, как нового русского кода ESG, была озвучена в 2023 году — в своем выступлении на Русском экономическом форуме эту концепцию предложила Ольга Ручьева, инициатор и сооснователь экспертного клуба «Семья и корпоративная среда», сооснователь экспертной медиаплатформы и образовательного центра «Умная страна», сооснователь хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0», член Экспертного совета АНО «Национальные приоритеты» и Экспертного совета по семье и детству Народного фронта. 

На примерах конкретных компаний Елена Антонова предложила участникам Клуба Маркетологов обсудить, зачем семейноцентричные программы нужны бизнесу, особенно в долгосрочной перспективе. Ведь компаниям, еще не внедрившим подобные практики в свою корпоративную культуру, в современных условиях особенно важно понимать, что семейноцентричность в бизнесе — это не просто вложение денег в программы с непонятной перспективой. Не менее важно научиться измерять эффективность таких программ. 

Почему сегодня для современного бизнеса забота о сотрудников — это, на самом деле, забота о благополучии компании, ее настоящем и будущем? Чтобы ответить на этот вопрос, Елена Антонова презентовала и интерпретировала данные социологических опросов ФОМ, отражающих «Индекс ментального благополучия» работающих россиян, а также отношение работающих родителей к собственному здоровью и балансу между семьей и карьерой. Данные опросов любезно предоставлены Ларисой Паутовой, доктором социологических наук, управляющим директором ФОМ. 

«Из приведенных данных опросов видно, что сегодня семья и дети в восприятии работающих родителей не являются помехой карьере, интересной жизни, здоровью, счастью. В то же время, данные исследований подтверждают, что в обществе имеет место выгорание «сэндвичей» — среднего поколения, заботящегося о младших и старших. Проблема в том, что современные родители работают в напряженном сочетании двух ценностей: детоцентричности и карьерной привлекательности. Из «колеса баланса» обычно выпадает личное здоровье, так как забота о здоровье других оказывается на первом месте у родителей, особенно женщин» — отметила Елена Антонова. 

Сложившаяся ситуация, по мнению Елены Антоновой, опасна истощением личностных ресурсов работающих родителей. Поэтому сегодня в российском обществе необходима вдумчивая работа по созданию новой практики родительского и в целом семейного благополучия гармоничных людей (личностей, родителей, работников, граждан).  Для создания такой практики она предложила активно внедрять в корпоративные программы концепцию заботы не только о сотрудниках, но и об их семейном благополучии, как одного из важнейших факторов, влияющих на работоспособность. Таким образом, комплексное корпоративное благополучие (well-being) следует простой логике: если позаботиться о работоспособности сотрудников, можно повлиять на их эффективность и вовлеченность.

По словам Елены Антоновой, миллениалы, являющиеся главным трудовым костяком в мировой экономике, ставят перед работодателем немало требований: для них важны комфорт рабочего пространства и общения, гибкий график, возможность развиваться. Согласно исследованиям одного из крупнейших коммуникационных агентств в России и СНГ FleishmanHillard, 80% людей в возрасте от 25 до 34 лет хотят работать в компаниях, которые уделяют внимание развитию сотрудников и разделяют их ценности. Это поколение ценит время и требовательно к окружающей обстановке: помещения должны быть открытыми и удобными, важно наличие зон отдыха и условий для питания.

«Чтобы привлечь талантливую молодежь, бизнесу необходимо создавать комфортные условия труда, думать о развитии работников и профилактике выгорания. Например, компания может стать семейноцентричной и позаботиться не только о сотруднике, но и о его семье: позаботиться об удобстве рабочего пространства: организовать места для отдыха и занятий спортом; поддержать стремление быть хорошим родителем, обеспечить офис должным освещением, притоком воздуха, технической оснащенностью; внедрить эстетику и эргономику от привлекательного интерьера до системы навигации», — уверена Елена Антонова. 

Еще одна сторона поддержки сотрудников — ментальная. Согласно ВОЗ, ментальное здоровье определяется как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь всего сообщества. Такой подход отлично вписывается в понимание корпоративного благополучия. В качестве примера успешного внедрения принципов семейноцентричности в корпоративные практики Елена Антонова привела реальные кейсы ряда ведущих российских компаний.

Например, говоря о well-being-экосистемы Билайн — BeeWinner, охватывающей 23000 сотрудников и 3100 офисов компании, Елена Антонова отметила, что эта программа включает в себя пять направлений, охватывающих практически все основные аспекты жизни сотрудников их членов их семей — от поддержки здоровья и профессионального развития, до развития внутренних корпоративных сообществ, финансовых и социально значимых проектов. Судя по данным из открытых источников, все основные компоненты программы были сформированы на основе предпочтений и пожеланий самих сотрудников компании. Такой подход способен значительно повысить охват и эффективность всех мероприятий программы, поскольку проводиться они будут, исходя из потребностей самих участников.

Данные еще одного кейса, на котором Елена Антонова продемонстрировала эффективность внедрения семейноцентричных программ, приведены в докладе, который представила на недавно прошедшей специальной секции конгресса «Точки роста в бизнесе» Анастасия Горелкина, заместитель председателя совета директоров АО ХК «СДС», член совета директоров КАО «Азот», вице-президент, сопредседатель комиссии по социальной ответственности и корпоративным коммуникациям Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Согласно этим данным, в корпоративной политике «СДС и партнеры» вот уже 15 лет семейноцентричность занимает первое место. Семейноориентированные программы, инвестиции в которые в 2024 году составили 4,5 млрд рублей, охватывают 75 000 сотрудников и членов их семей. В основе семейной корпоративной политики компании — национальные проекты, в том числе поддержка семьи, семейных ценностей и инфраструктуры культуры, охрана материнства и детства, поддержка старшего поколения и многодетных семей. В компании есть даже свой «корпоративный семейный капитал»: 1 млн рублей выплачивается сотрудникам, решившим завести ребенка.

Подобные программы позволяют сотрудникам совместить семью и карьеру, дают им осознание, что в любой ситуации компания готова прийти им на помощь, заботу о особых категориях семей (дети с ОВЗ, многодетные, с участниками СВО). Как измерить эффективность от внедрения подобных программ? В СДС эффективность измеряется результатами: на 92% укомплектован штат, на 30% выросло количество сотрудников из семейных династий, на 6% выросло количества заключенных браков в 2024 г. по отношению к 2023 г. 

Но как малому и среднему бизнесу, не обладающему многомиллиардными бюджетами, внедрять семейноцентричные программы, как рассчитать бюджеты и на каких примерах учиться? Отвечая на эти вопросы, Елена Антонова рассказала участникам клуба Джека Траута о реализации проекта ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса — рабочего инструмента, помогающего компаниям показать свои лучшие проекты и сделать их доступными для общества, сравнить свои проекты, найти полезные примеры успешного внедрения, в том числе, семейноцентричных программ. 

Что немаловажно, состав участников ЭКГ-рейтинга формируется по результатам предквалификации, их оценка проводится на основе баллов по итогам скоринга и анкетирования. На основании полученной оценки участнику рейтинга присваивается соответствующий уровень. Сформированная в итоге Карта ответственного бизнеса располагается в открытом доступе на сайте ЭКГ-рейтинга, в котором представлены как крупнейшие российские компании, так и индивидуальные предприниматели.

Подводя итог своему выступлению, Елена Антонова напомнила, что эффективность — это не всегда про деньги, когда речь идет об инвестициях в семейноцентричность. Конечно, от масштаба бизнеса зачастую зависят масштабы инвестиций. Главное, как уже говорилось выше, помнить зачем вкладываются средства и правильно измерять эффективность этих вложений. Тогда и только тогда внедрение принципов семейноцентричности в российский бизнес поможет ему не только устоять в очередную эпоху перемен, но и создать более устойчивое и гармоничное общество.

Источники изображений:

Архив клуба маркетологов Джека Траута

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Семья и корпоративная средаПо инициативе центра в России создан экспертный клуб «Семья и корпоративная среда»
Модель вдохновляющего лидерстваНа основе ДНК России и 17 ключевых ценностей создана модель ценностно-вдохновляющего лидерства
Семейноцентричность бизнеса 360Создана научно-практическая концепция интеграции семейноцентричности в бизнес-функции компаний
Сильные отцы — сильные компанииСоздана и внедряется интегральная программа развития мужского кадрового потенциала компаний

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия