О планировании логистики из Китая и ЮВА: выбор схем в текущей обстановке
Разрастание мировых конфликтов сужает вариативность логистических схем в международной торговле. Какие возможности есть у импортеров и экспортеров в РФ

Опыт работы в маркетинге более 25 лет, в сфере международной логистики — более 15 лет. Специализация в области коммуникаций, PR, аналитики и прогнозирования рынков
Вариативность логистических схем доставки грузов из Азии в Европу с участием морского транспорта еще больше сузилось. В дополнение к уже продолжительному сокращению судоходства в Красном море с высокой долей вероятности из логистических цепочек будет выключен и Персидский залив.
Какие основные варианты логистический решений есть у российских импортеров и экспортеров грузов, работающих на евразийском континенте?
Морская логистика
При планировании поставок из стран Восточной и Юго-Восточной Азии придется исходить из того, что маршруты через Красное море и Суэцкий канал еще долгое время будут ненадежными и небезопасными. Это значит, морские перевозки из Китая в европейскую часть континента относительно стабильны только на маршрутах вокруг Африки. Не всех устраивает время транзита в 60-90 дней, но это вполне подходящий вариант в тех случаях, когда характер грузов и политика снабжения допускает использование таких долгих схем.
Набирает пропускную способность Северный морской путь (СМП). Осенью 2024 года по нему ходили контейнеровозы вместимостью свыше 4 тыс. TEU (в частности, Flying Fish 1 вместимостью 4843 TEU). Сегодня СМП — это достаточно надежный вариант. Серьезными минусами у него являются ограниченный период плавания судов без ледового класса и низкий объем провозных мощностей, не позволяющий говорить об СМП как о полноценной альтернативе океанским перевозкам. Но в портфель своих логистических решений его полезно включить.
Еще один проторенный морской маршрут из Китая — в порты Дальнего Востока РФ с последующей транспортировкой по ж/д. Правда, еще недавно контейнеры ожидали обработки в дальневосточных портовых терминалах по несколько недель из-за заторов. Ситуация к текущему моменту почти нормализовалась, но это произошло скорее из-за снижения импорта, чем в результате увеличения пропускной способности. К тому же, при наличии доступных схем прямой ж/д доставки из Китая усложнять перевозку лишними перевалками кажется не рациональным. Хотя есть виды грузов, которые не принимаются к перевозке китайской железной дорогой, но допускаются к морской перевозке. В таких случаях схема морем в порт Дальнего Востока с перевалкой на ж/д — рабочий вариант.
По суше
Ускоренные контейнерные поезда (УКП) — удобный вариант перевозок грузов из Китая: быстрая доставка, и по цене уже не слишком большой отрыв от морских ставок. Предложение в целом стабильно, пропускная способность постепенно увеличивается. Сдерживающий фактор — инфраструктурные ограничения железных дорог, поэтому в пиковые сезоны или при резком снижении потенциала других логистических схем тут возникают заторы.
Статистика последнего периода показывает, что в доставке грузов из Китая набирает вес автомобильный транспорт. При общем снижении потока российских международных автомобильных грузоперевозок в январе-мае 2025 года (и снижении импорта из Китая в РФ) трафик грузов через погранпереходы на российско-китайской границе весь период показывал двузначные темпы роста.
И хотя автомобильный транспорт, вероятно, всегда будет оставаться «альтернативным» вариантом доставки грузов из Китая в центральные и западные регионы России (к нему прибегают, когда море или железная дорога не справляются), есть факторы, которые будут стимулировать рост автотранспортного грузопотока на этом направлении:
Во-первых, по целому ряду причин выросла стоимость перевозок другими видами транспорта, что снизило ценовой барьер при выборе вариантов в пользу авто.
Во-вторых, увеличивается предложение автомобильных провозных мощностей на направлении и, соответственно, усиливается конкуренция по стоимости. Открытие возможности российским перевозчикам заезжать вглубь Китая, а китайским — вглубь России, поддерживают эту тенденцию. К тому же, реконструкция погранпереходов на российско-китайской границе в перспективе будет облегчать процесс ее пересечения, что еще больше увеличит привлекательность рынка для перевозчиков.
По воздуху
Как ранее, так и сейчас для быстрых доставок, а также для перевозки дорогостоящих грузов (где высокая цена логистики не существенно влияет на конечную стоимость товара) используется авиатранспорт. Но и тут есть нюансы: в пиковые сезоны срочно забронировать грузовые места на авиасудах бывает крайне сложно, а спотовые ставки могут сильно взлететь. Поэтому и тут хорошо бы планировать загрузки и бронировать объемы заранее.
Вывод
Таким образом, приводя все вышесказанное к кратким выводам, можно утверждать следующее:
- «Классическая» морская доставка из Китая и ЮВА в РФ в настоящий момент надежна и круглогодична только по длинной схеме — вокруг Африки. Подходящий вариант для тех, кто возит много и по плану, а для груза не критичен срок транзита.
- Доставка в порты Дальнего Востока с последующей отправкой по ж/д — тоже рабочий вариант, но в условиях доступности прямой доставки контейнерными поездами не очень актуален.
- Отличный вариант — ускоренные контейнерные поезда. Стоимость ж/д-перевозки уже не слишком отличается от морской доставки, а скорость в разы выше (при отсутствии заторов). При плановой работе и стабильных объемах загрузок такой вариант в большинстве случаев представляется наиболее привлекательным.
- В летне-осенний период можно смело пользоваться предложениями по доставке контейнеров Северным морским путем — схема уже отработана и показала свою надежность.
- Улучшаются перспективы для рынка автомобильных перевозок: разница в цене по сравнению с другими видами транспорта сильно сократилась за последние годы, увеличивается предложение провозных мощностей. И это самый простой по организации способ доставки: загрузил на складе отправителя — выгрузил на складе получателя.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети