Как эффективно работать с группой на бизнес-тренинге
Обсуждаем баланс между фрустрацией и поддержкой, баланс переключения внимания между группой и каждым участником при ведении корпоративного тренинга

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex
Сразу хочу предупредить, что это не единственные принципы бизнес-тренинга. Причем, вы же понимаете, есть внутренние привила, о которых бизнес-тренер не говорит группе, и внешние правила бизнес-тренинга, которые сообщаются участникам.
Естественно, бизнес-тренеру нужно знать, уметь и понимать очень многое, и как вовлекать группу и как планировать и проводить упражнения, и многое-многое другое. Но сейчас мы сфокусируемся на двух основополагающих принципах.
Принцип баланса между группой и индивидуальностями
Необходимо видеть тренинговую группу в качестве единого целого. Более того, мало видеть группу, ее еще надо и чувствовать, как целостную социально-психологическую систему. Смотреть на каждого и видеть группу, чувствовать ее, подстраиваться и присоединяться к ней, к ее ритму, к ее психологическому полю, к ее дыханию и жизни.
С другой стороны, также важно уделять отдельное внимание каждому участнику группы на бизнес-тренинге. Мы говорим о классической группе до 16 человек, и неоклассической, где присутствует не более 20-25 человек. Свое внимание надо распределять ритмично: от группы к первому участнику, затем опять к группе, затем ко второму участнику, затем опять к группе, потом к третьему участнику и так далее.
Кстати, это достаточно частая ошибка тренера, когда он виснет на одном из участников и уделяет ему слишком много внимания в ущерб другим. И здесь дело не только в количестве внимания, во времени, которые вы отдаете, но еще в теме, в предмете, которая обсуждается с каким-нибудь человеком, то есть в качестве.
Распределение внимания не должно быть механистическим. То есть, к примеру, если мы берем один час, то 20 минут мы уделяем теории, лекции, 20 минут мы посвящаем группе в целом, а 20 минут делим на 15 человек, значит по 1,3 минуты каждому? И да, и нет.
Да, потому что, в общем, это правильно. Нет, потому что кому-то можно уделить и 5 минут, так как его вопрос резонирует с потребностью группы, а кому-то можно быстро ответить и двигаться дальше, вследствие того, что его вопрос не относится к теме, или он задан не из искреннего интереса, а по причине сопротивления.
Таким образом, здесь мы поднимаем важный вопрос баланса на бизнес-тренинге. Это может быть баланс между группой и личностями каждого участника, между фрустрацией и поддержкой. Итак, первый принцип тренинга — принцип баланса между группой и индивидуальностями. Второй принцип — принцип баланса между фрустрацией и поддержкой.
Первый принцип бизнес-тренинга я объяснил, переходим ко второму.
Принцип баланса между фрустрацией и поддержкой
И здесь есть о чем поговорить и поспорить! Что такое фрустрация? Это состояние, при котором переживается неудовлетворение потребности. Фрустрация возникает тогда, когда человек видит, что потребность не может быть удовлетворена, его желание не может быть исполнено. Фрустрация может обуславливаться объективными причинами или иллюзорными, то есть, человеку кажется, что потребность не может быть удовлетворена, хотя в принципе такая возможность есть.
К примеру, на бизнес-тренинге дается задание — найти ответ на задачу. Задача интересная, и люди начинают с интересом ее решать, но ответ не приходит в голову. Потребность человека — это желание решить задачу. Фрустрация — это понимание и чувствование того, что ты не можешь решить задачу. Или приведу другой пример. Участникам тренинга «Активные продажи» в небольшой подгруппе из 4 человек надо найти новый, оригинальный ответ на возражение клиента «Мы работаем с другим поставщиком». Чем сложнее возражение клиента, чем труднее найти на него ответ, тем сильнее фрустрация участников.
Постоянная или сильная фрустрация ведет к демотивации, к замыканию, к внешне-обвинительной реакции, к обесцениванию тренинга, тренера и материала. Отсутствие фрустрации приводит к тому, что на тренинге нет здорового напряжения между настоящим состоянием и желаемым, между тем, где участники тренинга сейчас, и тем, где они хотят оказаться в идеале. Так что, как отсутствие фрустрации, так и ее переизбыток, мягко говоря, не способствуют развитию. И вот тут как раз нам приходит на помощь поддержка!
В чем выражается поддержка на бизнес-тренинге? Позитивный настрой тренера. Заражение своим энтузиазмом. Технологии продаж, переговоров и управления, которые предлагает тренер. Приведение примеров успешной работы. Поощрение людей во время выполнения упражнений. Выслушивание экспертных точек зрения участников тренинга с последующим признанием их важности. Создание психологического пространства, где участник тренинга знает, что он в безопасности.
К примеру, в начале бизнес-тренинга я ввожу норму «право на бесконечное количество ошибок». Я всегда говорю, что не ошибается тот, кто ничего не делает, что главная человеческая ошибка состоит в том, что он не признает собственных ошибок. И я подчеркиваю, что суть этой нормы не в том, чтобы постоянно рассказывать о своих ошибках, как на сборе анонимных алкоголиков, а в том, чтобы признавать ошибку перед самим собой. Ведь, если я признал ошибку, сказал это самому себе, то я готов к изменениям.
Еще одна норма, нацеленная на поддержку, заключается в умении давать конструктивную обратную связь. Если даешь обратную связь, если комментируешь чьи-то слова или поведение, сначала скажи плюсы, а затем уже минусы. И минусы должны прозвучать не в форме критики, или еще что хуже, в форме личной критики, а в виде рекомендации. Дай рекомендацию, скажи, что ты предлагаешь сделать, как бы ты поступил или сказал. Тренер и сам должен стремиться к такой обратной связи, и всех участников призывать к этому, и постоянно контролировать выполнение этой нормы в течение тренинга.
Здесь мы не можем не затронуть отличия бизнес-тренинга, с одной стороны, и тренинга личностного роста, психотерапии, с другой стороны. Существуют два основных подхода к тренингу: от фрустрации к поддержке и от поддержки к фрустрации. Часто в психотерапевтических группах и на тренингах личностного роста людей в начале фрустрируют, группу намеренно вводят в фазу лабилизации, людей сталкивают с их проблемами, причем иногда в достаточно нелицеприятном виде.
Цель такой лабилизации — показать человеку его несовершенство, чтобы он хотел измениться. Еще одна из целей — это показать, что человек слаб, а тренер может показать ему дорогу к силе. И для тренингов личностного роста, для социально-психологических тренингов, для психотерапевтических групп, в большинстве случаев этот подход работает эффективно.
И здесь я обозначу четко свою профессиональную позицию. Для бизнес-тренингов — этот подход от фрустрации к поддержке, от проблемы к возможности — неправильный. Бизнес-тренеру надо идти от возможности к проблеме, от поддержки к фрустрации, от позитива к сложностям. Бизнес-тренер не должен «лечить» людей!
Я сам психолог, заканчивал специалитет СПбГУ, факультет психологии, защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ по теме «Психологические особенности стратегий влияющего поведения в коммерческих переговорах». А сейчас уже докторскую диссертацию по психологии пишу. Более того, я три года обучался психотерапии в Санкт-Петербургском Институте Гештальта и два года учился в Институте Гуманистической и Экзистенциальной Психологии.
И, несмотря на все мое образование, или благодаря ему, я настаиваю, что на бизнес-тренинге нельзя заниматься лечением и психологической коррекцией! Может быть, как раз потому, что я знаю, что это такое, я этого и не делаю! На тренинге я не являюсь психологом, я являюсь бизнес-тренером!
Поддержка должна идти первой, поддержки должно быть больше, чем фрустрации и давления. И фрустрация должна проводиться не через личность участника тренинга, но через упражнения на отработку умений и навыков. Ведь три основные задачи любого бизнес-тренинга — это, во-первых, мотивация участников, во-вторых, приобретение умений и навыков, в-третьих, расширение картины мира!
Возможна ли психологическая интервенция во время тренинга
И сейчас я хочу поднять очень важные вопросы психологической интервенции. Насколько можно воздействовать на личность человека во время бизнес-тренинга? Можно ли комментировать поведение человека как участника бизнес-тренинга? Можно ли комментировать темперамент человека, черты характера, индивидуальные особенности во время бизнес-тренинга?
Мой ответ очень простой. Если это положительные черты, позитивные качества, то — можно! Потому что, если вы говорите о положительных характеристиках человека, то он чувствует поддержку, он понимает, на что можно опереться в самом себе. Если это отрицательные или нейтральные черты, то — нельзя! Нет, нельзя! И здесь еще хорошо бы чувствовать оттенки. Упорный — это положительная черта. Упертый — это отрицательная.
Более того, я вообще очень редко комментирую даже положительные личностные характеристики людей, а если и делаю это, то только уже ближе к концу тренинга, когда группа доверяет мне, когда люди доверяют друг другу.
К примеру, в конце тренинга я провожу игру «Чемодан», когда люди пишут положительные характеристики, которые они увидели друг в друге во время тренинга (или которые они знали и до этого, но опять их заметили на тренинге). И когда я даю инструкцию, я несколько раз подчеркиваю, что качества должны быть исключительно положительные.
Когда мы организовали свою тренинговую компанию в 1999 году, я помню, как в те времена мы четко уловили тенденцию рынка — «У нас уже был психолог. Спасибо, не надо». Сейчас уже 2025 год. Казалось, бы профессионалам давно пора понять различие между бизнес-тренингом и психотерапией.
Но, нет, и сейчас я периодически слышу от своих клиентов истории о том, что у них был знаменитый коуч или тренер, который давил на участников, они ответили ему агрессией, в результате все оказались недовольны. Участники обвиняют коуча, коуч, я подозреваю, думает о том, что группа была не готова.
А секрет очень прост! Не комментируйте личностные характеристики и эмоциональное состояние участников тренинга! А если вы уж это делаете, то делайте это ближе к концу тренинга. И опирайтесь на ресурсы человека, а не на его недостатки. Не лечите людей во время тренинга! Вас никто об этом не просил! Люди на бизнес-тренинг приходят за знаниями, умениями и навыками, а не за психотерапией!
Я считаю себе последователем гуманистической психологии. В своей время книги Карла Роджерса, одного из основателей гуманистической психотерапии, произвели на меня огромное влияние. Его труды просты, там описано мало технологий. Самое основное для меня — это его принципы. Во-первых, безусловное принятие людей. Во-вторых, конгруэнтность. В-третьих, эмпатия. Я уверен, что во многом успех и результативность бизнес-тренингов зиждется на изначальном, безусловном, безоценочном принятии участников тренинга.
У тренера должно быть это в крови — принятие людей, желание быть в контакте с людьми, желание просто быть полезным. Основная внутренняя установка — признание и принятие людей такими, какие они есть, отсутствие желания оказывать влияние ради влияния, и, тем более, манипулировать людьми. Естественно, каждый тренер влияет, и иногда даже манипулирует. Что тут греха таить! Но сейчас я обсуждаю с вами принципы, установки, идеалы, если хотите.
Так что изначальным императивом (категорическим или не категорическим — решать вам!) тренера должно быть безоценочное, безусловное принятие людей, такими, какие они есть! Это важнее плана бизнес-тренинга, это важнее тренера, его целей и амбиций, это важнее практически всего. И это также важно, как результат бизнес-тренинга!
Случаи из практики
Бывают ли исключения из правила безусловного принятия? Конечно! Пять лет назад я выгнал одного из участников с тренинга со словами, что он ведет себя как ребенок. Справедливости ради, надо сказать, что это единственный случай за всю мою 30-летнюю карьеру. И я старался принять его, приспособиться к его внутреннему миру, мягко преодолеть его сопротивления в течение полутора дней. Но когда в группе возник конфликт из-за поведения этого участника, и результативность тренинга была под большим вопросом, я принял директивное решение, перевел весь конфликт на себя и удалил этого человека. Так что, да, действительно, исключения бывают.
И думаете, я не пробовал за все это время другие подходы? Думаете, я не экспериментировал? Думаете, я не пробовал более фрустрирующие, давящие технологии? Думаете, я не пробовал работать, задевая эмоциональные сложности, больные точки, участников? Так знайте — я делал это не раз! И каждый раз что-то во мне кричало и протестовало против данного подхода!
Каждый раз я чувствовал, что такие способы ущербны для бизнес-тренинга! Каждый раз я понимал, что игра не стоит свеч и боль людей не стоит тех результатов, которые она дает. Тем более такие же результаты могут быть достигнуты позитивным подходом, который я проповедую, в который я верю. Более того, гуманистический подход дает даже лучшие результаты! Так что не наступайте на грабли, которые не раз уже били и меня, и других по лбу!
Основная цель бизнес-тренинга
Одна из основных целей тренера — раскрыть человеческий потенциал, создать атмосферу, в которой люди будут готовы открываться, предлагать новые идеи, не боятся ошибаться. И если мы оцениваем людей, их качества и эмоции, то мы идем напрямую против этой цели. Оценка вызывает замыкание и сопротивление людей. Оценка воспринимается как критика. Критику не любит практически никто.
Другое дело, если мы даем обратную связь по поводу того или иного упражнения, проведенного на тренинге. В данном случаем мы оцениваем не личность человека, а только исполнение, реализацию той или иной технологии. И, как я уже говорил, обратная связь должна идти по принципу — сначала плюсы, потому рекомендации — что ты предложил бы сделать в данной ситуации!
Так что владение группой, соблюдение баланса между видением группы как целого и каждого индивидуального участника — это очень важное умение тренера. Учет индивидуальных, личностных особенностей людей во время тренинга — это еще одно значимое умение тренера.
Еще раз, чтобы запомнилось! Большинство методов психотерапии, психологической коррекции, нацеленных на личностную интервенцию, в бизнес-тренинге лучше не применять.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты

