РБК Компании

Как быть осмотрительным и обосновать налоговую выгоду

Деловой партнер попал под подозрение налоговиков — как не попасть под подозрение «за компанию» и выйти из красной зоны полностью оправданным
Как быть осмотрительным и обосновать налоговую выгоду
Источник изображения: Freepik.com
Евгения Мемрук
Евгения Мемрук
Основатель Учебного центра и проекта BIZNESINALOGI

Бухгалтер-блогер с аудиторией больше 200 тыс. человек

Подробнее про эксперта

Реалии таковы: бесспорная добросовестность фирмы может быть поставлена под сомнение из-за недобросовестности контрагента. Деловой партнер попал под подозрение налоговиков — и пошла реакция, замаранными оказываются все, кто имел с ним дело. Встает вопрос: как не попасть под подозрение «за компанию» и выйти из красной зоны полностью оправданным?

Добросовестный налогоплательщик — кто это?

Термина «добросовестный налогоплательщик» в НК нет, в судебной практике сформировано следующее определение.
Добросовестным считается налогоплательщик, который:

  • действует честно;
  • реально выполняет взятые на себя обязательства;
  • не злоупотребляет своими правами;
  • не стремится обмануть систему. 

И еще: добросовестный налогоплательщик никогда не заключает сделки с целью получить необоснованную налоговую выгоду. То есть создать видимость того, что имеет право уменьшить налог, получить зачет, возврат, когда на деле такого права нет.

По умолчанию любой налогоплательщик считается добросовестным, и, если ИФНС считает по-иному, то именно она должна доказывать обратное (п. 7 ст. 3, п. 5 ст. 82 НК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Однако если бизнесмен не хочет постоянно судиться с ИФНС, он не должен занимать пассивную позицию («Вам надо — вы и доказывайте»). Надо подтверждать, что делается все возможное, чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными контрагентами.

Каких контрагентов надо избегать

Есть признаки недобросовестных контрагентов (список не исчерпывающий, полного перечня просто нет). Например, «массовый» учредитель (участник), руководитель контрагента, а также отсутствие:

  • регистрации в ЕГРИП, ЕГРЮЛ;
  • расходов, характерных для ведения реальной деятельности;
  • персонала;
  • основных средств;
  • складов, транспорта, производственных активов;
  • лицензий и необходимых допусков к определенным видам работ и т.п.

При проверке надо не только убедиться в отсутствии таких признаков у вашего потенциального делового партнера, но и сохранить подтверждение того, что вы в этом убедились.  Потому что всегда есть риск, что сделку признают признают фиктивной

Зачем проверять контрагентов?

Сама постановка такого вопроса свидетельствует в лучшем случае о наивности, в худшем — о дремучем невежестве. Добросовестный подход к выбору контрагентов — это безусловная необходимость. Без этого невозможно:

  • избежать налоговых рисков (снятия расходов, отказов в вычетах, обвинений в построении схем и т.п.). Современные системы налогового контроля немедленно выявляют связи с однодневками, «техничками» и проч.;
  • защитить собственную репутацию. Если ваш контрагент нарушает НК, по умолчанию будет считаться, что и ваша фирма его нарушает. А это включение в группу высокого налогового риска, что гарантирует углубленные проверки, например, деклараций по НДС, а также выездные проверки;
  • защитить будущее благосостояние. На современном этапе партнеры, инвесторы, клиенты ищут надежных контрагентов, чтобы не рисковать собственной репутацией (см. выше);
  • избежать мошенничества. Налогоплательщик может оказаться без вины виноватым, т.е. без злого умысла заключить сделку с однодневкой; отсутствие умысла в лучшем случае скажется на размере штрафов, но от рисков не избавит.

Не надо упирать на то, что закон, мол, не обязывает проверять контрагентов. Необходимо не только проверять, но и, что более важно, фиксировать все этапы проверки и быть готовым предоставить доказательства своей добросовестности.

Какие меры нужно принять для проверки

Необходим системный подход по следующим направлениям.

1. Проверка юридической легальности контрагента, в частности:

  • убедиться в том, что компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ, ИП — в ЕГРИП;
  • проверить наличие необходимых лицензий, допусков, членства в СРО и т.п.;
  • убедиться в том, что нет упоминаний о нахождении контрагента в стадии ликвидации, банкротства (как минимум по данным Федресурса), и т.п.

2. Проверка финансовой устойчивости:

  • изучить финансовую отчетность контрагента, которая находится в открытом доступе, запросить при необходимости дополнительные данные;
  • убедиться в том, что задолженность перед бюджетом или кредиторами отсутствует или находится на минимальном уровне (источники: сервисы ФНС, картотеки судебных, арбитражных дел), и т.п.

3. Оценка деловой репутации:

  • проанализировать отзывы о потенциальном контрагенте на независимых платформах;
  • проверить, участвует ли контрагент в судебных спорах;
  • убедиться в том, что в отношении него не возбуждено исполнительных производств, и т.п.

4. Проверка на предмет признаков однодневки, «технички»:

  • узнать, как долго существует компания (зарегистрирован ИП);
  • убедиться в том, что юридический адрес соответствует реальному местонахождению офиса;
  • убедиться в том, что ведется реальная хозяйственная деятельность (например, через данные о среднесписочной численности сотрудников, объемах закупок, продаж, наличии транспорта, складов и т.п.);
  • проверить, соответствует ли реальная деятельность заявленной при регистрации (по кодам ОКВЭД), и т.п.

Что можно узнать о контрагенте по ИНН?

Знание ИНН как фирмы, так и ИП позволяет собрать внушительное досье из открытых источников. 

Так, на сайте ФНС работает сервис «Прозрачный бизнес». Там можно выяснить:

  • полное и сокращенное название фирмы, Ф.И.О. ИП, ОГРН/ОГРНИП, дату регистрации;
  • основной вид деятельности, юридический адрес компании, размер УК;
  • информацию о численности сотрудников, суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, внесенных налоговых платежах;
  • наличие задолженности перед бюджетом, нарушения налогового законодательства, регулярность сдачи отчетности;
  • «массовость» руководителя, юридического адреса, наличие или отсутствие руководителя в списке дисквалифицированных лиц и т.п.

Карточку контрагента можно сохранить в цифровом виде или распечатать.

На портале ФНС также есть возможность получить сведения о недействительных ИНН, электронную выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

На ГИРБО (Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности) можно получить бухгалтерскую отчетность компании-контрагента в электронном виде.

Желаете понять, с кем собираетесь иметь дело? Тогда проверяйте:

  • картотеку арбитражных дел, где можно найти информацию об участии в арбитражных спорах. Особое внимание обратите на дела, связанные с неисполнением договорных обязательств или банкротством;
  • банк данных исполнительных производств ФССП. Вы получите сведения о том, имеются ли у контрагента неуплаченные долги, по которым ведется процедура принудительного взыскания. Для поиска потребуется точное название компании и адрес, их можно узнать через сервисы ФНС.

Обязательно изучите сайт и страницы контрагента в соцсетях, обращая внимание на регулярность обновления информации, актуальность информации, портфолио, отзывы. 

Неплохо изучать информационный фон, мониторить интернет-упоминания о контрагенте. Просто введите наименование компании или Ф.И.О. ИП — возможно, других проверок и не понадобится. При публикации приговоров, как правило, Ф.И.О. обезличивают, но интернет помнит все, и информация о том, что тот или иной бизнесмен поступил недобросовестно, обязательно всплывет. 

У ИФНС возникли вопросы. Какие документы представить?

В подтверждение того, что проверка контрагентов реально проводится и ее результаты подтвердили добросовестность партнера, обычно представляются:

  • внутренняя документация — регламент (порядок, положение — термины не так важны) проверки контрагентов, т.е. внутренний документ, который описывает порядок и критерии проверки партнеров;  Наша команда разработала шаблон регламента проверки контрагентов, который можно скачать и использовать сразу.
  • отчеты о проверке. Каждый этап анализа контрагента фиксируется письменно. Конкретное оформление — таблица, текст и т.п. — на ваше усмотрение;
  • документы контрагента: копии учредительных документов (устав, свидетельство о регистрации), выписка из госреестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), при необходимости — лицензии, разрешения, допуски, подтверждение членства в СРО. Обязательно — бухгалтерская отчетность (если бухучет ведется);
  • дополнительные подтверждения хорошей репутации, добросовестности, финансового благополучия (выписки из сервисов ФНС, ГАС «Правосудие», КАДР, спецсервисов — «Контур.Фокус» и т.п.);
  • переписка с контрагентом (письма, электронные сообщения) с обсуждением условий сотрудничества, по возможности — подтверждение личных контактов (протоколы собраний, подписанные по итогам документы и т.п.).

В заключение напомним, что есть обстоятельства, которые сами по себе не могут быть основанием для налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ): первичка подписана неустановленным или неуполномоченным лицом; контрагент нарушает налоговое законодательство; вы могли получить тот же результат, совершив иные сделки. 

Однако если есть формальные признаки недобросовестности налогоплательщика, ИФНС начинает копать глубже. Как показывает практика, нарушения всегда находятся, ведь нет бизнесмена, который бы работал и ничего не нарушил. Так что тщательная проверка контрагентов и ее результаты в виде полного досье позволят снизить риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и минимизировать претензии налоговиков.

Если ваш бизнес в красной зоне проверок ФНС, обязательно узнайте, как снизить риски и перейти на законные правила работы. Об этом будем говорить на БухЭкспо: десятки лекций от ведущих адвокатов и налоговых консультантов для популярных видов бизнеса.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
25 мая 2012
Регион
г. Москва
ОГРНИП
312774614600176
ИНН
772074952763

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия