РБК Компании

Процессный подход: современный метод управления для МСП

Рассказываем, почему традиционная модель управления не справляется с вызовами времени и как процессный подход помогает бизнесу выстроить работу на результат
Процессный подход: современный метод управления для МСП
Источник изображения: UX Indonesia / Unsplash.com
Аркадий Галанцев
Аркадий Галанцев
Руководитель проектов

Руководитель проектов Эпикарт, эксперт по закупочной деятельности, экономист-аналитик.

Подробнее про эксперта

Темпы изменений продолжают нарастать, и это уже ни у кого не вызывает удивления. Пандемия стала катализатором массовой цифровизации, деглобализации, сбоев в цепочках поставок и перехода от традиционных точек продаж к маркетплейсам. Современные вызовы дополняют классические проблемы растущих компаний: нехватку специалистов, времени и финансирования. Одного запаса прочности уже недостаточно для дальнейшего роста. Требуется гибкая система управления, позволяющая быстро реагировать на внешние преобразования. Одной из таких систем является процессный подход.

В чем его суть? Процессный подход предполагает управление деятельностью компании через систему взаимосвязанных процессов — конкретных, последовательных действий. Каждый процесс имеет четкую цель, понятные входы и выходы, ответственного и соответствующий показатель эффективности. Процесс может охватывать несколько подразделений и сотрудников, но при этом управляется как единое целое.

Например, продажа топливных карт — это процесс, который начинается с привлечения клиента и заканчивается получением оплаты. Он может проходить через отдел продаж, договорной, бухгалтерский, финансовый отдел. Однако, процессный подход не требует согласования с руководством каждого отдела, что сокращает время и средства на выполнение. Этот метод широко применяется в ИТ и финансовых компаниях, где процессы состоят из множества шагов, требующих строгой регламентации и автоматизации.

Полной противоположностью является классическая модель управления — функциональная. Компания с такой структурой имеет жесткую вертикальную иерархию, в которой сотрудники выполняют однородные операции. Распоряжения от руководства и инициативы сотрудников проходят через все уровни организации. Такая модель способствует формированию экспертов в узких профессиональных сферах.

Проблема в том, что функциональный подход малоэффективен в условиях постоянных изменений. Конкурирующие за внимание руководителя отделы обрастают барьерами в коммуникации и мотивации. Возникают проблемы с согласованием, дублируются действия, никто не отвечает за результат. Руководству приходится вручную «склеивать» работу между отделами. В итоге теряется гибкость и ухудшается клиентский опыт.

В отличие от функционального, процессный подход позволяет бизнесу не просто упорядочить свою деятельность, но и добиться конкретных, измеримых результатов. Он дает возможность сократить время обработки запросов, оптимизировать загрузку сотрудников, определить стоимость процессов и работу персонала, а также выявить затратные центры. Процессное управление снижает число ошибок исполнителей, позволяет контролировать качество результатов и минимизировать риски, связанные как с человеческим фактором, так и с несовершенством информационных систем.

Как начать применять процессный подход? Малому бизнесу не обязательно сразу проводить масштабные реформы. Достаточно описания ключевых процессов с определением их владельцев. Введите базовые показатели эффективности, например время выполнения задачи, количество обработанных заявок, удовлетворенность клиента. Помните об интеграции подхода в стратегию компании и в информационные системы. После тестирования системы стоит сфокусироваться на балансировке процессов и устранении узких мест.

Процессный подход — это про упрощение и фокус на результате. Подход не идеален, ведь он требует зрелости в корпоративной культуре, высокой мотивации коллектива, психологической готовности к изменениям. Он не лишен ограничений: для его эффективного применения необходимы зрелая корпоративная культура, высокая мотивация команды, готовность к изменениям. Однако, примеры успешного внедрения есть как в малом, так и крупном бизнесе из абсолютно разных отраслей. Процессный подход делает работу малого и среднего бизнеса более эффективной, прозрачной, гибкой.

В Эпикарт нет жесткой регламентации в выборе управленческих моделей. Однако, мы уже внедряем элементы процессного подхода в решении регулярных задач — в первую очередь в продвижении услуг и взаимодействии с новыми клиентами. Команда Эпикарт уверена, что располагает необходимыми ресурсами и экспертизой для более широкого внедрения подхода в ближайшем будущем. Осознание необходимости изменений — первый шаг к росту.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Интегратор-первопроходецПервым обеспечил бизнес возможностью заправляться на АЗС по топливным картам на Новых Территориях

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 16, стр. 5, офис 407
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия