Как вернуть престиж инженерным профессиям и решить кадровый кризис
Основатель компании «Союз-Техно» Андрей Анатольевич Вахрушев о дефиците инженеров и угрозе для технологического суверенитета России

Инженер-нефтяник, с опытом работы в крупных компаниях с 2000 года. Автор ряда изобретений и патентов. В 2009 году основал собственную компанию «Союз-Техно», в 2025 году запустил новый бренд «ИНАС»
В России критически не хватает людей, которые умеют не руководить, а работать руками и головой. Инженеров, техников, наладчиков, мастеров — тех, кто создает, чинит и проектирует реальное оборудование. Сегодня таких специалистов становится все меньше, и это ставит под угрозу технологический суверенитет страны.
Дефицит технических кадров — не просто временная проблема, а следствие системных ошибок последних десятилетий. Мы сами отучили молодежь работать. Им проще раздавать листовки возле метро, чем идти в цех или на завод.
Раньше в системе образования существовала преемственность: выпускник ПТУ мог поступить в техникум, затем — в институт, пройдя путь от рабочего до инженера. Сейчас эта цепочка разрушена. У молодых специалистов нет практики, а значит — нет понимания, зачем им профессия. Вузовская подготовка свелась к теории, оторванной от реального производства.
Инженер-электрик после университета идет на практику в ЖКХ — ставить розетки и вкручивать лампочки. После этого он теряет интерес к профессии.
Наша компания занимается разработкой и ремонтом погружного оборудования для нефтяных компаний — областью, где любая неточность может стоить миллионы. Поэтому новичков приходится учить с нуля, потому что большинство просто не имеют практических навыков. Из-за одной резинки может прилететь миллионный штраф. И если сотрудники не понимают, чем чайник отличается от электродвигателя — компания очень быстро разорится на этих ошибках.
При этом, кадровый дефицит усугубляется перекосом в сторону управленческих профессий. Сегодня огромное количество менеджеров. И никто толком не понимает, чем занимается. При этом, в индустрии не хватает людей, которые способны думать, искать решения, брать на себя ответственность.
Ситуация на рынке труда уже вынуждает крупные предприятия приглашать специалистов из-за рубежа. Так, «АвтоВАЗ» активно привлекает рабочих из Индии, Китая и Вьетнама. Это временная мера, но в будущем она станет массовой. Думаю, мы скоро увидем появление агентств, которые будут поставлять таких специалистов. Это дорого, но иначе предприятия не смогут поддерживать нужный уровень компетенции.
Я убежден, что ни робототехника, ни искусственный интеллект не смогут заменить инженеров. Да, научно-технический прогресс не остановить, но не получится заменить человека, который понимает, как этот робот должен работать.
Россия уже сталкивалась с подобными циклами — сначала управление, потом созидание. Сегодня тот момент, когда пора возвращать уважение к техническим профессиям и пересматривать подход к образованию.
Чтобы переломить ситуацию, нужно заново выстроить систему подготовки кадров — от училищ до вузов. Необходимы реальные практики, наставничество и участие предприятий в обучении студентов. В стране много тех, кто может управлять, но не хватает тех, кто умеет создавать. А значит, без инженеров и техников любые цифровые проекты останутся на бумаге.
Технологический суверенитет невозможен без людей, которые знают, как все устроено. Это не вопрос патриотизма, а вопрос выживания экономики. Вернуть уважение к труду, создать путь роста от рабочего до конструктора — вот то изменение, которое лежит в основе внедрения любых технических инноваций.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании

