Как заглянуть в 2050 год с помощью форсайт-сессии
«ФосАгро» с помощью команды BITOBE использовала такой инструмент как «форсайт» для расширения горизонта планирования

Мы раньше уже взаимодействовали с коллегами из BITOBE — был опыт проведения обучающих сессий с хорошим результатом. Мы прекрасно понимали, что все, что касается фасилитационных сессий, стратегирования, когда нужно большую команду направить в верное русло, у них получается прекрасно. Как оказалось, у них есть необходимые компетенции и большой опыт в «форсайте». Выбор был сделан.
У команды «ФосАгро» была задача сформировать стратегию до 2030 года, с которой мы успешно справились, но решили не останавливаться и замахнулись на 2050 год.
Горизонт в 5 лет для компании — оптимальный с точки зрения определения бизнес-задач и целей. Заглядывать вперед на 25 лет в нынешних условиях, учитывая происходящие изменения, ситуацию на рынке труда, возможности оборудования, технологии — идея, которая кажется трудно реализуемой.
Но «ФосАгро» — компания с высокими лидерскими амбициями. Поэтому решили сделать что-то новое для самих себя. А для расширения горизонта планирования нашли такой инструмент, как «форсайт», которым активно пользуются крупные компании.
С помощью «форсайта» можно определить, какие тренды будут сформированы в будущем, какие сейчас угасают, какие наберут популярность, что нужно изменить в своей бизнес-модели, какие новые активности реализовать, чтобы в будущем быть более эффективными на рынке.
Так возникла идея, для реализации которой нам понадобились опытные эксперты, владеющие этим инструментом. Мы решили обратиться к компаниям, которые понимают методологию «форсайта», проводили подобные сессии, а главное, знают, как действовать быстро и эффективно.
Пилотный «форсайт» мы хотели провести в максимально сжатые сроки. В идеале — ограничиться одним днем.
Столь короткий срок для «форсайта» тоже является определенным вызовом. За один день сформировать стратегические направления очень сложно.
Почему выбрали BITOBE
Мы раньше уже взаимодействовали с коллегами из BITOBE — был опыт проведения обучающих сессий с хорошим результатом. Мы понимали, что все, что касается фасилитационных сессий, стратегирования, когда нужно большую команду направить в верное русло, у них получается.
Как оказалось, у них есть необходимые компетенции и большой опыт в «форсайте». Выбор был сделан.
Процесс
На протяжении примерно трех месяцев велась плотная проработка поставленной задачи с подготовкой материалов, приглашением экспертов из разных сфер (HR, маркетинг, производство, аналитика, логистика). Также были приглашены внешние эксперты из научных институтов и современных академий.
Когда настал день проведения сессии, коллеги из BITOBE модерировали процесс, чередовали выступления приглашенных экспертов, тасовали составы рабочих команд. Важно было сформировать мнение большинства, с которым все согласны.
День выдался очень насыщенным и довольно напряженным, но в финале нам удалось выйти на пять ключевых направлений, которые в компании нужно развивать до 2050 года.
По каждому из этих направлений мы попытались сформировать, с учетом сжатых сроков, хотя бы несколько более «приземленных» инициатив, которые уже сейчас можно включить в стратегию до 2030-го года и начать их реализовывать.
Это даст задел нам на будущее, создаст определенную энергию. С ней мы сможем уже после 2030-го года двигаться к достижению долгосрочных целей, до которых доберемся до 2050 года или раньше, если не возникнет дополнительных ограничений.
Результаты
Коллеги из BITOBE справились со своей задачей. Подготовка к «форсайту» заняла гораздо больше времени, чем сама сессия. Но за этот подготовительный период все участники смогли в нужной степени подготовиться — погрузились в тему, изучили материалы, читали книги, смотрели фильмы.
Часть разработанных на сессии инициатив мы оставим на оперативном контроле для включения в будущее. Время для их исполнения возможно еще не наступило, но уже сейчас их нужно проговаривать, чтобы внутри компании, внутри коллектива формировалось какое-то первичное представление о реализации того или иного направления. Например, роботизации.
Сейчас идти и заниматься роботизацией на практике проблематично, так как непонятно с чего начать, нет готовой технологии внедрения физических роботов. Но как минимум можно начинать проведение обучающих семинаров и мероприятий для отдельных экспертов внутри компании. Они могли бы постепенно погружаться в эту тему, чтобы понимать, каким образом происходит внедрение тех или иных технологий. Чтобы в будущем, когда наступит нужный момент, быстро бы включились в реализацию.
Результат форсайт-сессии оказался примерно таким, каким мы его себе и представляли — набор инициатив, которые можно уже сейчас начать реализовывать, не откладывая на десятилетия. Это самое важное.
Ну и для себя отметили тренды, которые важны при реализации любой стратегии. Все, что связано с геополитической конъюнктурой, с человеческим ресурсом и рынком труда, все, что связано с новыми технологиями.
Например, с искусственным интеллектом, который будет встраиваться, наверное, во все сегменты нашей жизни. Его точно нужно учитывать при формировании стратегии развития, иначе можно остаться на несколько шагов позади от других компаний.
Это был пилотный «форсайт», и мы не были уверены, что через год повторим сессию. Но от руководства компании получили обратную связь, согласно которой точно соберемся в 2026 году с разработанными материалами, чтобы свериться — куда все это продвинулось, что поменялось, что реализовалось. Будем держать руку на пульсе и корректировать шаги для движения в будущем по тем направлениям, которые для себя выбрали.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети
Рубрики


