Отчет о выбросах парниковых газов: экологический детектив
Парниковые газы и отчетность по ним — одна из немногих тем, где даже у экспертов вопросов сегодня больше, чем ответов. Тем интереснее — будем разбираться

Основатель фeдepaльной гидpoгeoлoгической компaнии Аpтeзия. С 2014 годa успешно реализoвaно бoлеe 640 прoeктoв oт Рoсатoмa дo Pоскoсмoca и oт Кaлинингpада до Kамчaтки.
Если вас заинтересовал или удивил необычный заголовок, то сейчас объясним. Срок подачи отчетов о парниковых газах — не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. То есть буквально — вот-вот. Но если еще в 2024 году все было пусть и не идеально, но сравнительно четко и однозначно сформулировано в нормативно-правовых актах, то сегодня наступило какое-то Смутное экологическое время. Из-за несогласованности новых и утративших силу старых документов и в силу других аналогичных обстоятельств бизнес не имеет полного понимания, что и как необходимо делать.
Подготовленный Министерством экономики проект нового постановления с четкими указаниями правил отчета о выбросе парниковых газов и тех, кто обязан эти правила соблюдать, есть. Но он почти год находится в Правительстве РФ. По сведениям инсайдеров издания «Коммерсант», он на стадии согласования с другими ведомствами — в первую очередь с представителями Министерства энергетики. Это и не удивительно, ведь именно предприятия энергетического сектора выбрасывают основную массу парниковых газов. Речь идет про угольную, газовую и нефтяную генерации.
Не добавляют понимания и некоторые вопросы соотнесения природоохранного и климатического регулирования. Ведь, вопреки распространенному в широких массах мнению, парниковые газы не относятся к загрязняющим веществам. Есть некоторая нестыковка и в еще одном определении — парниковый газ, в отличие от многих других побочных продуктов и условных отходов, является результатом не экономической и хозяйственной деятельности как таковой, а лишь следствием конкретных процессов производства. И это — не весь список задач, тем и определений, которые еще предстоит решить, четко разложить по полочкам и дать им однозначную трактовку.
Таким образом, нового прочного фундамента пока нет. А старая основа — 335-ый приказ Правительства от 14 марта 2022 года — уже не действует с 1 января года нынешнего. Непонятность действий в условиях возможного введения «углеродного налога» вызывает не только массу вопросов, но и волну вполне объяснимого беспокойства. Еще больше оно усугубляется вполне реальной угрозой штрафов за отсутствие отчета. Для особо активных «производителей» углекислого газа и его эквивалентов уже с 1 июля 2025 года они могут достигать полумиллиона рублей.
Еще важнее, что отчет в текущем году надо составлять с учетом множества иных изменений, которые касаются и теории, и практики. В частности, изменены принципы расчета объема газов при их приведении к единой величине — CO2 –эквиваленту. Изменен и список организаций, подлежащих регулированию.
Тем не менее, составлять и подавать отчет надо. И в этом нам предстоит сейчас разобраться, основываясь на той нормативке, которая сегодня является незыблемой или ничем не замененной — как минимум, пока.

Правовые основы для отчетности по парниковым газам в 2025 году
В вопросах регулирования выброса парниковых газов необходимо опираться на следующие законы, подзаконные акты и прочие официальные документы (если вас пока интересует только общая информация, этот список можно пропустить, но читать дальше — обязательно для более полного понимания темы):
- Федеральный закон №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02 июля 2021 года.
- Федеральный закон №34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», принятый 6 марта 2022 года. Точнее, статья 9 этого закона, которая описывает непосредственно углеродную отчетность.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1924 «О представлении обязательной отчетности региональных регулируемых организаций», датированный 29 октября 2022 года.
- Правила и форма обязательной отчетности, являющиеся приложениям к упомянутому выше Постановлению №1924.
- Постановление Правительства Российской Федерации №707 от 20 апреля 2022 года, которым утверждены эти правила и форма отчетов о выбросах парниковых газов, а также порядок их предоставления и проверки.
- Постановление Правительства РФ №206 от 18 февраля 2022 года, в котором закреплены меры госрегулирования потребления и обращения озоноразрушающих веществ.
- Приказ Минприроды № 485 от 19 июля 2022 года, утверждающий порядок предельно допустимого объема производства озоноразрушающих веществ за год.
- Приказ того же министерства №371 от 27 мая 2022 года «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов». Здесь есть вся конкретика — формулы, коэффициенты, разбивка по регионам России и так далее. Для понимания — документ занимает почти 180 страниц.
- «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов».
- Распоряжение Правительства РФ № 805-р от 4 апреля 2025 года, которое вносит корректировки в методику и перерасчеты коэффициентов выброса парниковых газов в единый CO2 –эквивалент. Если коротко — коэффициент метана немного увеличен, а закиси азота и тетрафторметана снижен.
И вот буквально в день завершения подготовки этой статьи пришла очередная законотворческая инициатива — на информационном Федеральном портале проектов НПА появился «проект приказа Минприроды России «О внесении изменений в порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ». Пока это только проект, поэтому есть надежды, что к отчету по парниковым газам в этом году он не внесет изменений.
Тем не менее, сам факт появления проекта очень красноречиво говорит о динамике изменений правового регулирования в этой отрасли. Так что надо постоянно держать руку опытного эколога на пульсе экологического законодательства. Иначе можно пропустить очень важную пульсацию — и, как следствие, запросто пойти на штрафной круг процедурно-бюрократического ада.
Несмотря на массу сложностей, на основании тщательного изучения и анализа описанных ранее документов можно, приложив массу усилий, сформулировать общий порядок действий по сдаче углеродной отчетности в 2025 году. Что мы и сделали для вас.

Кому и когда необходимо сдавать отчет о выбросе парниковых газов в 2025 году
Дата уже была упомянута, но не лишним будет ее повторить. Данные по CO2-эквивалентам за 2024 год необходимо сдать не позднее 1 июля 2025 года.
Составлять отчет обязаны все регулируемые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие расчетный объем выработки парниковых газов в количестве 50 и более тысяч тонн за отчетный период (в нашем случае — за год).
Критерии отнесения субъектов к подотчетным организациям
Помимо объема выбросов, в счет берутся некоторые другие параметры. Это, в частности, вид деятельности компании или предпринимателя. Он должен быть включен в перечень углеродоемких отраслей — добыча полезных ископаемых, работа в энергетической сфере (генерация и распределение энергии, пара, горячего водоснабжения), металлургия, химия и т.п. Важно отметить, что в перечень входит и обращение с опасными отходами, про которые мы уже неоднократно писали ранее — рекомендуем посмотреть список наших самых свежих публикаций на РБК.
Интересный факт: особенно ответственные компании, не обязанные законом оформлять отчетность по парниковым газам, могут делать это в добровольном порядке. Зачем? Хотя бы для того, чтобы обозначить важность следования социально-экологическим корпоративным трендам мирового бизнеса — так называемой ESG-повестке.
Сам факт ответственного (и подтвержденного документально) отношения к природе и экологии помогает серьезно повысить привлекательность предприятия для крупных потенциальных партнеров, контрагентов и инвесторов и лояльность со стороны государства. В том числе, при заключении международных контрактов и реализации таких же масштабных проектов.
Практические сведения об отчете по парниковым газам и порядке действий при его составлении, отправке и проверке
Отчет необходимо подавать исключительно в электронном виде — это указано в правилах. Получателем отчетов по углеродным выбросам является государственный реестр парниковых газов. Для взаимодействия с реестром на портале госреестра по адресу co2.gisee.ru разработан специальный онлайн-сервис.
Отчет в обязательном порядке должен быть подписан усиленной квалификационной электронной подписью — сокращенно УКЭП. Время рассмотрения и проверки оператором реестра всех предоставленных данных на достоверность должно занимать не более 20 дней. Если будут найдены несоответствия и отчет будет отправлен на доработку, выполнить ее и загрузить обновленный документ необходимо в такой же 20-дневный срок. И затем — очередные 20 дней на очередную проверку. Оператором реестра выступает Министерство экономического развития РФ.
После окончательного принятия отчета оператор в 5-дневный срок направляет регулируемой организации соответствующее электронное уведомление. После чего данные отчета включаются в реестр выбросов парниковых газов.
При подаче доступа не лишним будет удостовериться в наличии стабильной интернет-связи, а также в актуальности цифровой подписи руководителя, индивидуального предпринимателя либо другого уполномоченного лица.
Основные ошибки углеродной отчетности по новым правилам в 2025 году
Ошибки, обнаруживаемые в углеродной отчетности, связаны с общей сложностью составления экологических отчетов и применяемых формул. Как правило, неточности допускаются по причине выполнения работы недостаточно квалифицированным либо чрезмерно перегруженным штатным специалистом.
Отметим, что в этом году ко множеству подводных камней и брошенных зубьями вверх граблей добавились и обновленные коэффициенты, о которых мы уже писали. Не забудьте об этом, иначе работа будет напрасной.
Кроме ошибок в расчетах, коэффициентах и методиках, отчет не будет принят, если не будет подтверждающих документов — официальных измерений, журналов, актов и пр. Важно также четко следовать методике и в вопросах оформления — все должно быть строго по формату и соответствовать заданной структуре.
Вместо заключения: краткая памятка для руководителя и иных ответственных лиц
Главе предприятия, инженеру по ООС, экологу и всем иным ответственным за экологию лицам, отвечающиму за углеродную отчетность, необходимо иметь в голове структурный план действий в этом направлении. Суммируя все выше сказанное, алгоритм выглядит так:
- Выяснить отнесение деятельности субъекта хозяйствования к списку, который подлежит регулированию. Еще раз напомним — список изменен и расширен. И он никогда не может быть окончательно сформировавшимся — следите за обновлениями. Также важно проверить не только список видов деятельности, но и объем выбросов парниковых газов.
- После этого надо составить сам отчет — самым строгим образом придерживайтесь методических указаний из актуальной методики Минприроды (№371) и не забывайте про новые коэффициенты.
- Позаботьтесь о наличии всех необходимых подтверждающих документов.
- Подать отчет в онлайн-системе на портале реестра парниковых газов, заполнив все необходимые поля формы и подписав документ действующей УКЭП.
И помните — сделать все это необходимо до 1 июля.

Источники изображений:
Архив ООО «Артезия»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети