Как определить, что ваш ребенок готов к школе
Как определить готовность вашего ребенка к школе, учитывая физиологические, психологические и социальные аспекты для успешного обученияГлава методического отдела крупнейшей сети частных детских садов Smile Fish. Управляет садами с 2011 года, владеет 8 садами (Москва, Хабаровск)
Готовность ребенка к школе — это не просто достижение определенного возраста, но и совокупность физиологических, психологических и социальных навыков, необходимых для успешного обучения. Понимание того, когда и как ваш ребенок готов вступить в школьную жизнь, является ключевым элементом в обеспечении его благополучия и успеха. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты готовности ребенка к школе: физиологическую и социально-психологическую составляющие.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Физиологическая сторона готовности к школе в большинстве своем связана с возрастом ребенка, но также важны и физические характеристики, соответствующие этому этапу развития.
В соответствии с законодательством РФ, "получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет". Этот возрастной диапазон был установлен с учетом развития коры головного мозга и костно-мышечной системы ребенка, необходимых для успешного освоения школьной программы.
Однако, важно помнить, что дети развиваются по-разному. Мы всегда советуем родителям не торопиться с отправкой ребенка в школу, если он не наигрался в детском саду и еще не проявляет интереса к учебе. Преобразование игровой деятельности в познавательную происходит примерно к 7 годам — дети становятся более усидчивыми, начинают лучше концентрироваться и проявляют устойчивый интерес к сложным задачам. Физиология семилетнего ребенка помогает ему более легко адаптироваться к новым условиям жизни, ведь именно к этому возрасту зрелость коры головного мозга позволяет приобрести контроль процессами торможения над инстинктами и эмоциями. Костно-мышечная система может выдерживать 40-45 минут в практически неподвижном состоянии. Окрепшая нервная система способна привыкнуть к новому распорядку дня и повышенным нагрузкам.
Исследования Т.М. Параничевой из Института возрастной физиологии РАО отмечают, что неподготовленные шестилетние первоклассники могут сталкиваться с проблемами в школе, которые сказываются на их здоровье. Это снижение иммунитета, головные боли, ухудшение зрения и даже развитие неврозов.
Пример из жизни
Примером важности учета физиологической готовности может служить история мальчика Димы. Его мама решила отправить его в школу на год раньше из-за своих личных удобств. В свои 6 лет малыш был сообразителен, усидчив, мама позаботилась и о подготовке к школе — целый год водила его на курсы.
Физически же ребенок очень отличался от одноклассников — это было заметно уже на первой школьной линейке. Процесс обучения давался ребенку нелегко; из-за частых больничных мальчик пропускал много учебного материала. В итоге — низкая успеваемость и отсутствие учебной мотивации. Ближе к подростковому возрасту Дима еще сильнее ощутил разницу в возрасте между собой и одноклассниками из-за уровня физического развития. Отсюда появилась большая неуверенность в себе, замкнутость. Эта ситуация решалась в работе с психологом.
Отсутствие физиологической готовности Димы к школе привело к трудностям в учебе и ухудшению здоровья. Большие больничные и низкая мотивация к учебе стали основными проблемами, так же как и трудности в ассимиляции с одноклассниками. Этот пример подчеркивает необходимость внимательного отношения родителей к физиологическим особенностям ребенка.
Перед поступлением в школу рекомендуется пройти медицинскую комиссию, которая поможет определить, насколько физически ребенок готов к обучению.
Социально-психологическая готовность ребенка к школе
Социально-психологическая готовность подразумевает умение ребенка строить взаимоотношения с окружающими, функционировать в коллективе, вести себя адекватно в различных социальных ситуациях.
Дети, посещающие детский сад, зачастую легче адаптируются к школе благодаря опыту, приобретенному в групповой деятельности. Умение подчиняться законам группы, а также четко понимать свою социальную роль в ней — навык непростой.
Если ребенок не посещает детский сад, родителям стоит заблаговременно задуматься над тем, как помочь будущему школьнику влиться в коллектив. Важно создавать условия для социализации через кружки, секции и другие формы коллективной деятельности.
Необходимо расширять круг общения ребенка для приобретения социального опыта. Давать больше самостоятельности в этом процессе, но и помогать советами. Например, вместе рассуждать — с каким человеком, по мнению малыша, приятно дружить? Какими качествами должен обладать такой человек? Какие поступки или слова отталкивают?
Адекватная самооценка и уверенность в себе также являются важными компонентами психологической готовности. Ребенок должен четко знать свои личные границы и уметь давать отпор, при этом понимая уровень ответственности за свое поведения и соблюдая нормы межличностного общения.
Знание, как взаимодействовать со взрослыми, будь то учитель или другой взрослый, также не должно быть упущено из виду. У ребенка к школе должно быть четко сформированное понимание об адекватных взаимоотношениях между ним, как ученике, и взрослым человеком-преподавателем. Будущий школьник должен быть готов подчиняться требованиям учителя, выполнять задания и поручения.
Психологическая готовность заключается как раз в том, что первоклассник осознает, что теперь он делает то, что необходимо (соблюдает дисциплину, не перебивает учителя, выполняет задания и т.д.). А не то, что хочется.
Примеры из жизни
Несмотря на уговоры воспитателей, мама Елена отдала своего сына Мишу в школу раньше времени. Для своих 6 лет визуально мальчик больше походил на ребенка лет восьми, но по уровню психологической зрелости было очевидно, что малышу просто необходимо еще год «взрослеть». На занятиях в детском саду он буквально стекал со стула из-за полнейшего отсутствия интереса к происходящему. Его не увлекало ничего, кроме шумных игр и развлечений. Педагоги делились с Еленой своими переживаниями, но она была уверена в своем решении. Быстрее поступит в школу, быстрее закончит ее, поступит в ВУЗ, построит карьеру и т.д. Планы были расписаны на годы вперед. А готов ли был к этому сам Миша?
Весь первый класс Миша просидел под партой на полу. Его психологическая незрелость стала причиной плохой успеваемости и трудностей в налаживании отношений с одноклассниками. Потеря интереса к занятиям, эмоциональные вспышки и последовавшие за ними нервные срывы ярко показали, что ребенок не был готов к столь важным изменениям.
Мама Елена первое время во всем винила учителей, не нашедших подход к ее сыну. Ближе к концу первого класса она призналась в своем неверном решении отдать ребенка в школу на год раньше, чем ей советовали воспитатели.
Другой случай — девочка Лиза, которая формально была готова к школе, но внутренне еще не приняла этот переходный период. Несмотря на все атрибуты школьной жизни — белые бантики и новый портфель, семилетняя Лиза не смогла адаптироваться в первый год обучения.
Лиза не была готова расставаться с детским садом. Она не хотела ничего слышать об уроках, учителях и новом интересном этапе в жизни. Ребенок за первый месяц учебы смирился с новыми правилами, но очень замкнулся в себе. Лиза стала раздражительной, неконтактной, в классе ни с кем не общалась. Более того, родители не могли найти причину державшейся субфебрильной температуры девочки.
Мама обратилась к психологу, которая после проделанной работы с Лизой настоятельно рекомендовала забирать документы из школы и возвращаться только в следующем году. Ровно через год первое сентября для Лизы стало радостным и долгожданным событием. На этот раз школьная жизнь была в радость, и девочка легко освоила роль первоклассницы.
Выводы
Переход ребенка в школьную жизнь — ответственный шаг, требующий от родителей внимания и понимания физиологических и психологических аспектов. Если ребенок проявляет необходимые физические и социальные навыки к 7 годам, вероятно, он готов к школе. Важно прислушиваться к рекомендациям специалистов и принимать во внимание индивидуальные особенности вашего ребенка, чтобы процесс адаптации к школе прошел успешно и благополучно.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль