РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная АРБ Про 23 апреля 2025

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 2

Десять особенностей русского бизнеса, которые формируют его стиль, но зачастую мешают расти
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 2
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью GigaChat
Елена Сысуева
Елена Сысуева
Руководитель направления «Стратегический маркетинг» ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», автор первых в России исследований по онлайн-продажам b2b и b2c

Разработка и внедрение системы управления, ориентированной на клиента, с акцентом на корпоративную культуру и синхронизацию ключевых функций

Подробнее про эксперта

Российский стиль управления — это сочетание гибкости, интуитивности и сильного лидера. Но в 2025 году бизнесу понадобится осознанное лидерство, системность и постоянный анализ внешней среды.

Привет, я Елена Сысуева — руководитель направления «Стратегический маркетинг» в консалтинговой компании «АРБ Про». В прошлом году мы с коллегами провели исследование «Предприниматель нашего времени», чтобы показать тех, кто создает новую экономическую и культурную реальность России. Мы изучили 191 компанию и провели 68 интервью с владельцами. Выявили 10 особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Расскажу об этих особенностях и объясню, что с ними делать для развития в 2025 году. 

Забегая вперед, скажу, что ряд черт сохраняет актуальность с 2003 года. О них писал кандидат экономических наук и автор деловой литературы Александр Петрович Прохоров в книге «Русская модель управления», поэтому в статье вы увидите и его цитаты тоже.

Особенность вторая. Стратегическая изоляция: «тайное знание» узкого круга

Сотрудникам важно знать о наличии стратегии, замысла бизнеса, к которому они присоединяются, частью которого являются. Это помогает им быть уверенными в стабильном развитии компании, быть сопричастными. Если стратегия создается в одиночку или в узком кругу, команда воспринимает ее как чужую.

При этом в России стратегия бизнеса часто остается эксклюзивной информацией, доступной только топ-менеджменту или собственнику. В результате сотрудники разных грейдов и направлений работают без четкого понимания целей и связи приоритетов бизнеса со своими повседневными задачами.

По сути — стратегическая изоляция.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 2
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 2

Результаты исследования показывают: значительная часть команд работает в условиях неопределенности, что снижает эффективность бизнеса.

И это при том, что в 44% случаев, состояние крепкой удовлетворенности бизнесом у владельцев возникает, когда они видят результаты работы своей компании. Похоже, что нужно давать команде больше возможностей сделать владельца счастливым, вовлекая в стратегический замысел.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 2

В 56% попали такие моменты как:

  • Выполнение плана,
  • Поступление денег на счет,
  • Выплаты дивидендов,
  • Лидерство на рынке,
  • Перевод идей из списка планов в список реализованных достижений,
  • Признание клиентов,
  • Когда взлетает идея (вроде Black Friday, BNPL),
  • Удовлетворение от профессионального признания: приглашают спикером.

Как отражается на бизнесе.

Стратегическое изолирование приводит только к минусам, часть из которых можно посчитать в денежном выражении:

  • Слабая реализация стратегии. Без понимания общей картины сотрудники действуют интуитивно. Это снижает шансы на успешное внедрение стратегических решений.
  • Несогласованность деятельности подразделений, возникновение параллельных процессов. Снижение продуктивности и мотивации сотрудников из-за отсутствия связи их деятельности с общим результатом. Сохраняя в тайне «большие идеи», вы снижаете отдачу от бизнеса.
  • Рост текучки. Когда сотрудники не видят, куда движется бизнес, какие перспективы их ждут и как их работа влияет на общую картину, они начинают искать новые возможности.

Что делать собственнику.

Мы в АРБ Про знаем, что даже сформулированную и доведенную до персонала стратегию часто понимают по-разному. Если вы осознали, какой вред вашему бизнесу приносит ограниченный доступ к «тайному знанию», у вас есть шанс обогнать всех. Просто потому, что вы и ваша команда будете быстрее принимать решения и эффективнее тратить деньги.

Чтобы стратегия не осталась красивым документом, важно показать сотрудникам, как она повлияет на ежедневную работу:

Проверить уровень вовлеченности топ-менеджеров. В финале стратегической сессии задайте ключевые вопросы: «Принимаю? Вдохновляет? Реалистично?». Если кто-то из руководителей не верит в стратегию или воспринимает ее как абстракцию, внедрить стратегию среди линейного персонала не получится.

Спланировать первоочередные действия. Важно выйти с четким перечнем шагов для каждого руководителя: кто за что отвечает, какие задачи сделать сразу, а какие — запланировать на ближайший месяц. Проводники стратегии должны понимать, какие действия предпринимать, чтобы ее реализовать.

Проработать метрики и KPI и привязать стратегию к системе OKR, чтобы обеспечить прозрачность и измеримость прогресса. Это поможет команде понимать, на каком этапе она находится и каких результатов уже удалось достичь.

Спланировать даты регулярного трекинга и обсуждений. Регулярно проводите встречи с топами и ключевыми сотрудниками для анализа прогресса. Говорите о том, что работает, а что нет, корректируйте действия.

Устраивать открытые Q&A-сессии, чтобы сотрудники могли задавать вопросы о стратегии, делиться своими мыслями и получать обратную связь. Это могут быть встречи с директором, корпоративный портал, внутренние соцсети.

Поощрять за вклад в реализацию стратегии. Например, раз в квартал награждайте сотрудников, которые реализуют стратегию. Отмечайте достижения публично — это вдохновляет.

Включать стратегию в процесс онбординга. Представляйте стратегию на ранних этапах взаимодействия с кандидатами. Это помогает привлекать единомышленников, повышает их лояльность и сокращает текучесть кадров.

Следующая особенность — в следующей статье!

Источники изображений:

Елена Сысуева / Личный архив АРБ Про

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

18 летконференция «Базовые стратегии»
90+аудитов сайтов и проектов по развитию компаний в Интернете
100+маркетинговых исследований для ТОП-менеджеров и маркетинговых департаментов
1200+проектов по развитию бизнеса
260+диагностик состояния компаний

Контакты

Адрес
191015, Россия, г. Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия