Эксперт рассказала о правовых рисках запрета рекламы в социальных сетях
Правовые риски запрета рекламы в социальных сетях и способы их минимизации на основе первых судебных кейсов

Окончила Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и РЭУ имени Г.В. Плеханова. Специализируется на вопросах российского корпоративного и договорного права.
1 сентября 2025 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ, касающиеся запрета на размещение рекламы в некоторых социальных сетях, в том числе в Instagram* (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской на территории РФ и запрещена) и Facebook* (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской на территории РФ и запрещена).
Фактически рекламу нельзя публиковать:
- на ресурсах организаций, признанных нежелательными на территории РФ, перечень которых ведет Министерство юстиции;
- на ресурсах организаций, признанных экстремистскими или террористическими;
- на ресурсах, доступ к которым ограничен по другим причинам, например, сайты, включенные в единый реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора.
Штрафы доходят до полумиллиона рублей
Согласно статье 14.3 КоАП РФ за нарушение закона на юридических лиц может быть наложен штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей. Штрафы для должностных лиц и ИП составляют от 4 до 20 тыс. рублей, для физических лиц — от 2 до 2,5 тыс. рублей.
Важный момент: Штраф может быть наложен за каждый рекламный пост в запрещенных социальных сетях. Ответственность за нарушение несут как распространители рекламы, так и рекламодатели.
Больше не личное дело
В открытых источниках информация о применении мер ответственности за нарушение запрета начала появляться в октябре 2025 года. На практике специалисты видят, что количество кейсов, которые имеют судебные перспективы, будет увеличиваться.
Так, по данным РБК, в конце октября 2025 года в России возбудили первое дело о незаконной рекламе в запрещенных социальных сетях. Омское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило дело в отношении блогера за рекламную публикацию в Instagram*. Девушка выложила рилс с распаковкой косметики, показывая продукцию, но при этом не называя бренды напрямую, обыграв их названия в шуточной форме. УФАС же такая шутка не понравилась, в связи с чем было возбуждено дело. Ожидаемый штраф за публикацию — до 20 000 рублей.
В целом среднестатистическим пользователям становится все сложнее разбираться в тонкостях рекламного законодательства, которое в последние годы значительно усложнилось и ужесточилось. Тем более что регуляторы все чаще обращают внимание на так называемые непрямые рекламные высказывания, из-за чего грань между нативной и ненативной рекламой становится тоньше. Платность уже давно не является определяющим критерием рекламы — теперь ФАС все чаще ориентируется на содержание публикации и на ее подачу.
Роль профессиональной экспертизы в оценке рекламных рисков
Основываясь на появившейся практике, связанной с применением законодательства о запрете на рекламу в запрещенных в России социальных сетях, с уверенностью можно сказать, что главное, в чем может помочь сегодня экспертиза, — это определение степени рекламности контента и рисков его подпадания под действие закона.
Согласно закону о рекламе, к ней относится информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В каком виде подана информация, не имеет значения — рекламными могут быть признаны текст, фото, видео, аудио.
Информация, не являющаяся рекламой, носит информационный или справочный характер и не преследует целей, связанных с рекламой. Например, информация о своей деятельности и товарах на собственных информационных ресурсах. Или объявления, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе отзывы, содержащие оценку товара или продавца, размещенные в специальных разделах. Но проблема в том, что стоит разместить отзыв в каком-либо другом месте или в открытом доступе, он моментально может стать рекламой и привести к крупному штрафу. И разобраться с такими нюансами, разделив рекламный и органический контент, бывает крайне сложно.
Аудит собственной рекламной активности
В настоящее время можно посоветовать избегать любых эмоциональных и побуждающих к действию высказываний в запрещенных социальных сетях. Но даже без этого какая-нибудь фраза или видео может попасть под действие закона, если регулятор сочтет, что упоминание или логотип бренда встречается слишком часто.
Общим правилом для размещения информации в запрещенных социальных сетях теперь становится: не прикреплять ссылки на товары, магазины или сервисы, не давать промокоды для покупок, не размещать QR-код или активную кнопку «Купить». Лицам, размещающим свою рекламу на страницах блогеров в запрещенных социальных сетях, с 1 сентября 2025 года важно не продлевать договоры на рекламу и не заключать новые.
Крайне важно провести аудит аккаунтов, закрыть акции и удалить закрепленные старые посты. Удалять публикации, размещенные до 1 сентября, ФАС не требует, но с определенными оговорками. Старый пост может быть признан рекламным, если его размещают в закрепленных сообщениях, упоминают в новых публикациях и продвигают иным образом. Признаками рекламы для регулятора являются закрепление материала в шапке профиля или группы, а также действующие анонсированные в нем акции и скидки.
Кроме того, крайне важно провести обучение команды на предмет четкого различения простой информации от рекламы.
Имеет смысл сфокусироваться на рекламе на разрешенных площадках, например, Telegram, VK, RuTube, Дзен и собственных сайтах. Но и здесь нельзя забывать о требованиях законодательства, в том числе о маркировке рекламы.
*Instagram и Facebook являются продуктами компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики


