Как научить детей не уходить с незнакомцами
Безопасность с незнакомцами — это не просто уроки, это культура

Предприниматель, владелица и управляющая 5 частных детских садов Smile Fish
Не надейтесь на волшебные фразы или чудо-упражнения. Безопасность ребенка — это культура общения, взаимодействия и восприятия, которая формируется с самого раннего возраста через повседневные действия и примеры.
Приведенные ниже рекомендации основаны на современных исследованиях в области детской психологии и безопасности, а также на опыте организаций, занимающихся защитой прав детей.
Важные шаги
- Знакомьтесь! Если незнакомый взрослый начал разговор с вами и вашим ребенком в общественном месте, предложите познакомиться. Скажите, например: "Как вас зовут? Теперь мы знаем ваше имя, приятно познакомиться!" Это создает нужный контекст общения и учит ребенка быть внимательным к окружающим.
- Конфеты — только с разрешения! Не позволяйте незнакомцам (даже милым бабушкам или консьержам) угощать ребенка, пока вы сами не подтвердите, что готовы это разрешить. Подчеркните правило: "Что бы ни предлагал незнакомый человек, сначала нужно спросить разрешения у мамы или папы."
- Научите говорить «нет». Не бойтесь отказать доброжелателю перед ребенком! Покажите, как это делать правильно. Например: "Спасибо за угощение, но наш ребенок не принимает подарки или еду от незнакомых людей. Мы учим его, что это важно для безопасности." Объясните ребенку ваш отказ: "Петя, мы не знаем этого человека, поэтому мы не возьмем у него конфету и никуда с ним не пойдем." Помните: мнение окружающих не важно, безопасность ребенка — превыше всего.
- Внедрите «код безопасности». Обучите ребенка называть свои полные имя и фамилию, ваши имя и фамилию, а также номер телефона и адрес. В экстренной ситуации это может спасти ему жизнь.
- Проигрывайте ситуации. Используйте игрушки, чтобы моделировать различные сценарии взаимодействия с незнакомцами. Например, предложите ребенку придумать продолжение ситуации: "Что ты скажешь, если бычок предложит тебе пойти с ним за конфетами?" Пусть ребенок выскажет свои мысли и расскажет, что, по его мнению, делать дальше.
- Сказки — это опыт. Читайте ребенку сказки, где персонажи сталкиваются с незнакомцами (например, "Волк и семеро козлят"), и обсуждайте их. Спрашивайте: "Как бы ты поступил на месте козлят?" или "Что можно было сделать, чтобы избежать этого?"
- Откровенный разговор для школьников. Если ваш ребенок уже школьник, важно честно и открыто говорить с ним о том, как поступать в ситуациях общения с незнакомцами.
- «Друг семьи». Научите ребенка, что даже если незнакомец говорит, что он «знаком» с родителями или родственниками, нельзя никуда идти с ним без разрешения мамы или папы. Посоветуйте ребенку говорить: "Мои родители сказали, чтобы я никогда никуда не ходил с незнакомцами. Сейчас я позвоню маме и уточню, знает ли она вас." Если незнакомец начинает настаивать, ребенок должен быстро уйти в людное место и обратиться за помощью к другим взрослым.
- Предложения и просьбы о помощи. Объясните ребенку, что в большинстве случаев внезапные просьбы о помощи от незнакомцев (например, "Найди котенка", "Помоги донести сумку") чаще всего являются уловкой. Взрослый человек не обязан просить помощи у ребенка, а тем более делать это один на один. Научите малыша сразу обращаться за помощью к вам или просто уходить от таких ситуаций.
- «Котята и бабушки». Расскажите ребенку, что похитители часто используют безобидные на первый взгляд предлоги: «Пошли посмотрим на щенков», «Давай поможем бабушке». Научите его сразу обращаться за советом к вам или оставаться в безопасной зоне.
Советы по проигрыванию ситуаций:
- Следует избегать драматичных и пугающих сценариев. Страх может затруднить восприятие.
- Задавайте ребенку вопросы: "Как ты считаешь, что зайчик должен сделать, если незнакомый бельчонок предложит ему посмотреть кораблик?" Пусть ребенок сам обоснует свой выбор.
- Проиграйте популярные сказки, например: придумайте, что козлята в сказке «Волк и семеро козлят» запросили дополнительную информацию у волка или решили позвонить маме, чтобы уточнить все детали.
Сказки для прочтения и обсуждения:
- «Макс не ходит с незнакомцами» — Тильманн К.
- «Опасно: незнакомец» — Елена Ульева.
- Терапевтические сказки «Страсти-мордасти. Книга первая» — Елена Михайлина.
- «Волк и семеро козлят».
- «Колобок».
- «Гуси-лебеди».
- «Сказка о глупом мышонке».
Заключение
Помните, что лучшая защита ребенка — это доверительные отношения в семье и открытое общение. Формирование культуры безопасности — это непрерывный процесс, требующий вашего внимания и личного вовлечения.
Важно: Данный текст носит исключительно информационный характер и не является исчерпывающим руководством. При возникновении конкретных вопросов или сложностей обратитесь за консультацией к специалистам.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль