РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная Мастер CFO 23 апреля 2025

Антикризисный план: как компании подготовиться к экономическим трудностям

В условиях смены экономической ситуации важно быть готовым к кризису. Ключевые вопросы и действия, которые потребуются для создания запасного плана
Антикризисный план: как компании подготовиться к экономическим трудностям
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Recraft.ai
Галина Алибаева
Галина Алибаева
Аудитор, финансовый директор на аутсорсинге с опытом более 25 лет

Прошла путь от главного бухгалтера до генерального директора. Эксперт в области автоматизации финансовых процессов — 70 оцифрованных бизнесов

Подробнее про эксперта

В настоящий момент внешние экономические условия таковы, что финансовые ресурсы стали дорогими. Ставка ЦБ РФ выросла, и причины к снижению пока проявляются слабо. ЦМАКП (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) в январе этого года на основании своего анализа при сравнении уровней рентабельности по отраслям и стоимостью заемных средств сделал вывод, что в 2025 году ожидается значительный рост банкротств. Поэтому нужно быть готовым к тому, что оперативная ситуация может меняться не только из-за состояния вашего бизнеса. 

Получить финансовую подпитку сейчас сложно, потому что кредитору нужно уверенно доказать, что она должна будет окупаемая. И несмотря на выгоду, банки чаще стали отказывать по запросам. 

Кассовые разрывы могут привести к различным сценариям. Пусковая ситуация обычно складывается из небольшой суммы, так как таких кредиторов недооценивают. Напряжение в отношениях постепенно выходит за пределы допустимого, и времени решить эту задачу уже не хватает. Примеров тому много. 

Одно из главных преимуществ и устойчивости бизнеса — это уверенная гибкость. И это качество нарабатывается, как навык. Чтобы быть готовым к кризису, нужно разумно его планово спроектировать.

У опытных финансовых директоров есть планы по разным сценариям: план А — оптимистичный, план В — пессимистичный (он же, как правило, умеренный), из которых делается выбор, подбирается стратегия и оперативные действия. 

Сегодня новое время, и крайне важно иметь план С — антикризисный, на экстремальный случай. Если продумать план полного свертывания бизнеса, или приостановки на процедуры банкротства, то у вас появится больше уверенности в каждом действии и принятом решении.

Для плана С потребуется несколько дополнительных действий и ответов на следующие вопросы:

  1. Сколько времени может длиться кризис (приостановка или период сворачивания, перегруппировки) — здесь особо полезны будут параметры оборачиваемости;
  2. Какие мероприятия потребуется провести в силу закона с внешним миром и внутри предприятия — возможно, что нужно будет объявить о простое, договориться с людьми взять отпуска или честно отпустить их в свободный поиск новой работы, или перевести на сокращенный рабочий день, делать публичные заявления в соответствии с законодательством, передоговариваться;
  3. Есть ли в Положениях по оплате труда пункты, закрепляющие особенности изменений по заработной плате на период кризиса — об этом надо позаботиться не менее, чем за два месяца до кризиса;
  4. Как довести до команды каждый элемент антикризисного сценария и подготовить ее психологически, чтобы уметь справляться с задачей в любой ситуации;
  5. Какие возможности есть застраховать предприятие и/или гражданскую ответственность у страховых компаний в регионе;
  6. Какую подушку безопасности в виде максимально ликвидных активов (депозитов, пакетов ценных бумаг, цифровых денег, остатков на складах и т.д.) вам нужно создать;
  7. Как быстро вам будут доступны ликвидные активы;
  8. Какие есть каналы сбыта или дозагрузки через аренду излишков оборудования, помещений;
  9. С какими поставщиками и покупателями можно передоговориться по условиям поставок и оплаты в свою пользу. Это особо важный элемент финансовой стратегии. Сейчас лояльные партнеры на вес золота, и по каждому нужно заранее понять пределы временных пересмотров условий. Этот пункт наиболее острый, так как именно эти люди являются распорядителями источников денежных поступлений и инициатив банкротства;
  10. В случае банкротства ваших дебиторов, какие действия и ресурсы от вас потребуются, и кто будет это реализовывать;
  11. Как меняются финансовые показатели по направлениям (продуктам) в кризис;
  12. Где пределы временных сдвигов по инвестиционным проектам — это будут другие сценарии финансовых моделей;
  13. Какие дебиторы наиболее рискованные;
  14. В случае наступления периода неспособности своевременно платить у вашего предприятия — кто и как будет инициировать ваше банкротство, с кем из арбитражных управляющих и их СРО вам придется работать;
  15. Кто будут ваши кредиторы и как они могут себя повести в ситуации банкротства; 
  16. Можете ли вы пойти путем мирового соглашения в кризис или процедуре банкротства, чтобы через массовую отсрочку платежей восстановить свою платежеспособность;
  17. Сколько потребуется средств на содержание бизнеса на период приостановки или оздоровления, или свертывания бизнеса.

Если вы продумаете заранее все эти вопросы, и подготовите ответы, проведете переговоры с партнерами (узнаете их позицию), отсортируете контрагентов, кого-то замените на более понимающего и лояльного к вам, то у вас, как минимум, появится свой страховой неприкосновенный запас ресурсов и готовых решений на период оздоровления. Тогда вы в несколько раз быстрее сможете переориентироваться и перегруппировать свои доходы, расходы и имущество. Тогда вы, как пионер, всегда будете готовы к любой ситуации, даже к самой экстремальной. 

И самое интересное, что такой план С усиливает успешный бизнес. Потому что мысленно этот бизнес уже пережил свой кризис и укрепил свои возможности.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
23 мая 2022
Регион
Самарская область
ОГРНИП
322631200070726
ИНН
560705976971

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия