Оборот малого бизнеса в России увеличился на 6% в 2025 году
Аналитика Эвотора сравнили данные за 9 месяцев в этом и прошлом году
За девять месяцев 2025 года, по данным Эвотора, средний оборот предприятий в МСБ увеличился на 6% относительно 2024 года. Такая динамика обеспечена увеличением среднего чека на 7% ― потребители стали покупать реже, но тратить за одну покупку больше. Среднее число транзакций (чеков) снизилось на 1%. В третьем квартале этот тренд только усилился. Обороты в малом бизнесе за третий квартал выросли на 6%, а среднее число чеков сократилось на 3%, средний чек вырос на 9%.
В лидерах ― Ставропольский край, Иркутская область и Москва
В отличие от общероссийской динамики к снижению частоты покупок, в столичных регионах спрос рос вместе с оборотами. В Москве обороты и число транзакций за девять месяцев выросли на 8%, в Санкт-Петербурге обороты выросли на 7%, а среднее количество чеков ― на 6%. В третьем квартале динамика в столицах оказалось чуть хуже и одинаковой: выручка выросла на 4%, а количество покупок — на 3%.
Среди региональных лидеров по приросту за январь-сентябрь ― Ставропольский край, обороты в МСБ в среднем выросли на 14% (в третьем квартале ― на 10%), а среднее число покупок ― на 9% (в третьем квартале ― на 6%).
В Иркутской области за девять месяцев выручка превысила прошлогоднюю на 13% (в третьем квартале ― на 12%), а число транзакций ― на 9% (в третьем квартале ― на 5%).
Хорошую динамику продемонстрировал малый бизнес в Красноярском крае: за январь-сентябрь обороты выросли на 15% (за июль-сентябрь ― на 9%), а число покупок ― на 7% (за третий квартал ― на 2%).
В Приморском крае обороты МСБ за девять месяцев выросли на 7% (в третьем квартале ― на 3%), а число транзакций ― на 6% (в третьем квартале ― на 2%).
В Татарстане обороты в малом бизнесе за январь-сентябрь 2025 года превысили прошлогодние на 10% (в третьем квартале ― на 12%), а среднее количество покупок ― на 5% (в третьем квартале ― на 1%).
В Крыму средняя выручка в МСБ за девять месяцев оказалась на 13% выше, чем в 2024 году (в третьем квартале ― также на 13%), а число покупок ― на 3% (в третьем квартале ― на 4%).
В Челябинской области средние обороты за январь-сентябрь выросли на 10% (в третьем квартале ― на 6%), а количество транзакций ― на 2% (в третьем квартале снизилось на 5%).
В Краснодарском крае средняя выручка превысила прошлогоднюю на 11% (за июль-сентябрь ― на 6%), но среднее число покупок было на уровне 2024 года (в третьем квартале уменьшилось на 7%).
Потребители не экономят на отдыхе, спорте и образовании
По данным Эвотора, за девять месяцев 2025 года наилучшую динамику по оборотам и количеству транзакций продемонстрировали турагентства: обороты выросли на 18% (в третьем квартале ― на 19%), а количество продаж туров ― на 12% (в третьем квартале ― 8%).
Также уверенный прирост оказался у музеев. Выручка в среднем выросла за январь-сентябрь на 13% (в третьем квартале ― на 12%), а число чеков ― на 8% (в третьем квартале ― на 6%).
Впечатляющий прирост в третьем квартале показал бизнес в сегменте образовательных услуг: если за девять месяцев года обороты превышали прошлогодние на 2%, то в третьем квартале ― на 15%. Среднее число чеков за девять месяцев выросло на 3%, а за июль-сентябрь ― на 8%.
В сегменте общепита лучшие показатели у точек фастфуда: их выручка за девять месяцев в среднем увеличилась на 12% (в третьем квартале ― на 13%), а среднее число чеков ― на 5% (в третьем квартале ― на 3%). У кафе показатели немного хуже: выручка за январь-сентябрь 2025 года выросла на 10% (в третьем квартале ― на 11%), а количество чеков ― на 2% (в третьем квартале ― также на 2%).
В то же время потребители стали реже покупать кофе навынос, хотя и стали платить за него больше, чем раньше, из-за рост цен. Средние обороты кофеен выросли за девять месяцев на 11% (в третьем квартале ― также на 11%), при этом количество чеков уменьшилось на 1% (в третьем квартале ― на 2%).
Зато россияне стали чаще покупать услуги спортивных организаций. Их выручка за девять месяцев увеличилась на 9% (в третьем квартале ― на 11%), а количество чеков ― на 2% (в третьем квартале ― также на 2%).
Стабильным остается спрос на услуги салонов красоты: среднее число оказанных услуг и по девяти месяцам, и по третьему кварталу оказалось таким же, как в прошлом году. Однако обороты выросли на 11%, что связано с ростом стоимости услуг.
В третьем квартале вырос спрос в сегменте одежды и обуви: магазины нарастили выручку на 8%, а число чеков ― на 2%, в то время как за январь-сентябрь выручка превысила прошлогоднюю только на 2%, а количество продаж и вовсе было на 3% ниже, чем в 2024 году.
Покупки цветов на День знаний в этом году оказались ниже, чем в 2024 году. Выручка цветочных магазинов за девять месяцев превысила прошлогоднюю на 7% (в третьем квартале ― на 4%), а среднее число покупок цветов ― на 2% (в третьем квартале ― на 1%).
«В третьем квартале усилились тенденции этого года к снижению спроса, но рост среднего чека компенсирует уменьшение трафика. Стабильным остается спрос на услуги турагентств. Умеренная погода летом снизила продажи товаров сезонного спроса по сравнению с более жарким летом 2024 года, при этом повышение цен уменьшило продажи кофе навынос. Также к началу учебного года в малом бизнесе наблюдался всплеск спроса на образовательные и спортивные услуги», ― прокомментировал итоги Александр Мышкин, коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор».
Методология
Для исследования использовались фискальные данные касс «Эвотор» по всей России. Сравнивались усредненные на точку показатели оборота и количества чеков в разных сегментах и регионах за январь-сентябрь и июль-сентябрь 2024 и 2025 года.
Эвотор ― ИТ-компания, входит в топ-3 крупнейших производителей и разработчиков кассового оборудования и ПО. В 2016 году Эвотор представил на рынке первую умную онлайн-кассу на базе Android российского производства и начал строить собственную экосистему технологий и сервисов для автоматизации бизнеса. В 2025 году активировано уже более 1 200 000 устройств «Эвотор». В экосистеме Эвотора: магазин приложений «Эвотор.Маркет» с 900+ облачных сервисов, процессинговая платформа «Эвотор.PAY» для подключения финансовых услуг, а также решения для крупного бизнеса и электронной коммерции.
Рубрики
Интересное:
Все новости:

