Как избежать саботажа со стороны сотрудников при внедрении CRM-системы
Как «продать» CRM сотрудникам и уменьшить сопротивление нововведениям при ее внедрении и использовании рассказывает Юлия Пьянкова, КомплетоБолее 5 лет в digital. Специализируется на автоматизации маркетинга. Преподаватель MaEd, спикер профильных конференций и обучающих мероприятий.
Долгосрочное развитие подразумевает оптимизацию бизнес-процессов
А она, в свою очередь, невозможна без автоматизации.
Причиной возникающих сложностей при внедрении CRM могут быть непонимание того, как именно новая схема работы упростит выполнение рутинных и стратегических задач, боязнь «не совладать с новыми технологиями» и не получить ответов на возникающие вопросы, опасения, что придется во всем разбираться без подсказок и можно будет получить штраф в случае ошибок.
Чтобы не просто нивелировать эти страхи, а не допустить возможность их возникновения, нужно провести последовательную работу.
И начать придется с анализа потребностей отдела продаж.
Как понять, что нужно «продажникам»
Чтобы определить, какие потребности специалистов по продажам должна удовлетворять CRM-система, стоит:
- провести интервью с сотрудниками для выявления пула ожиданий и существующих проблем. Например, выяснить, с какими сложностями они регулярно сталкиваются при работе с текущими инструментами, есть ли проблемы с получением доступа к нужной информации или ограничениями функционала. Возможно, им недостаточно аналитических данных для принятия решений, приходится собирать информацию из разных источников, а также взаимодействовать с непонятными или устаревшими отчетами.
- проанализировать бизнес-процессы отдела продаж. То есть определить их слабые и сильные стороны и преимущества, просчитать существующие и возможные риски.
- выявить основополагающие критерии отбора CRM. Например, возможность интеграции с сервисами и системами (телефонией, ERP-системами, электронной почтой и иными), удобство использования, понятный интерфейс, наличие базы знаний, функционал для результативного управления взаимоотношениями с клиентами и процессами внутри компании, аналитические опции, формирование шаблонных и индивидуальных отчетов. Что-то из этого станет критичным, а на отсутствие некоторых возможностей, допустим, можно будет «закрыть глаза».
В итоге у вас будет перечень требований к CRM-системе, и можно выбирать наиболее подходящий вариант.
После чего нужно будет его внедрить, и как раз тут вы должны «продать» CRM сотрудникам.
Обучение и поддержка — залог «принятия» сотрудниками CRM
Признать CRM полезным для работы инструментом — хорошо, но недостаточно: нужно, чтобы сотрудники поняли его необходимость.
Поспособствует этому грамотно выстроенный процесс обучения и релевантно прописанная мотивация.
В первую очередь, разделите обучаемых на группы по уровню опыта и выполняемой в команде роли. После этого подготовьте учебные материалы, адаптированные под специфику деятельности сотрудников, допустим, видеоуроки, и проверочные задания к ним.
Затем можно приступать к самому обучению, уделяя достаточно времени практическому закреплению полученных знаний и не забывая про поддержку и консультации обучаемых.
Рекомендую:
- выбрать ответственных за процесс обучения, которые будут оперативно реагировать на поступающие вопросы и решать возможные проблемы;
- разработать алгоритм обращения к ним. Например, прописать сроки предоставления ответа;
- заранее подготовить определенную «базу знаний» с ответами на наиболее очевидные вопросы;
- выстроить схему проведения индивидуальных или групповых консультаций и встреч, на которых можно будет обсудить вопросы и поделиться опытом.
Как мотивировать сотрудников на быстрое включение в процесс
По опыту Комплето, можно задать определенные цели и метрики. Например, основные показатели эффективности работы с определенной шкалой достижения.
Также стоит добавить стимулы и поощрения для успешно выполнивших kpi. С теми же, кто не сумел достичь зафиксированных целей, лучше провести отдельную работу, аккуратно выяснив причины, успокоив сотрудника и выстроив план по совместному преодолению возникших сложностей.
И, конечно, обязательно нужно собирать обратную связь и реагировать на нее максимально оперативно.
Так сотрудники поймут, что их мнение и успехи действительно важны.
Кстати, в процессе обучения можно получить еще и весьма ценные инсайты о происходящем в компании.
Что делать, если не удалось снизить сопротивляемость нововведениям
Во-первых, выявите опасения и страхи, о которых сотрудники умолчали в ходе первичного интервью, в процессе еще одной или нескольких бесед с ними.
Во-вторых, определите причины такого «саботажа». Может быть и так, что проведенное обучение было поверхностным, а полученная помощь — недостаточной.
В-третьих, проанализируйте полученные сведения и оптимизируйте связанные процессы.
Чтобы управлять возникшим сопротивлением, можно придерживаться правил «коммуникация и прозрачность», где сотрудникам пошагово объясняется, как CRM улучшит рабочий процесс каждого из них, каких вершин поможет достичь и какие недочеты нивелировать, и «максимальная вовлеченность», подразумевающим участие всего отдела продаж и в выборе CRM-системы, и в настройке процессов.
К сожалению, иногда придется принимать и жесткие управленческие решения и прощаться с теми, кто систематически на выполняет поставленные kpi и подрывает мотивацию коллег.
Однако указанные выше нехитрые действия при корректной реализации помогут обратить сопротивление в поддержку.
Проще говоря, чтобы «продать» сотрудникам отдела продаж CRM-систему и избежать негатива, просто действуйте так, будто они — ваши ценные клиенты, с которыми хочется наладить долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.
Источники изображений:
Источник изображения: Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети