Зачем нужен фидбэк и как давать обратную связь сотруднику
Как правильно выстраивать коммуникацию в компании и что мешает принимать даже конструктивную критику

Эксперт в области оценки персонала
Обратная связь — это один из основных инструментов в управлении кадрами. Он может помочь снизить текучесть и сделать корпоративную культуру более открытой. Однако некорректный фидбэк может, наоборот, демотивировать и вызвать конфликты в коллективе.
Как давать обратную связь сотруднику грамотно? Какие виды обратной связи существуют и как научиться принимать фидбэк? Рассказываем в нашей статье.
Что значит обратная связь
Обратная связь — это отзыв о работе сотрудника, который может быть как положительным, так и отрицательным. Она помогает доносить до работников информацию для решения задач, делиться опытом и подсвечивать точки роста.
Выстроенная система обратной связи помогает:
- ускорить адаптацию новичка в компании;
- повысить производительность работы сотрудников;
- избежать конфликтных ситуаций, вызванных недосказанностью;
- повысить лояльность и вовлеченность персонала.
Когда в компании налажена эффективная коммуникация между руководством и сотрудниками, работа становится стабильнее. Так, обратная связь способствует укреплению доверия, повышению продуктивности как у новичков, так и у опытных сотрудников.
В каких случаях нужен фидбэк
Сотрудникам все чаще необходима нематериальная оценка их труда. Отзыв о работе может помочь сотруднику понять, насколько он ценен для компании, помочь исправить ошибки, развить навыки. Поэтому фидбэк нужен всегда.
Фидбэк окажется бесполезным, если сотрудник трудоустроился к вам для получения личной выгоды не совсем честным путем. Например, ради установки прослушки и слива информации конкурентам или чтобы украсть базу клиентов для собственного бизнеса.
В таком случае работник вряд ли будет заинтересован в улучшении навыков или исправлении ошибок, а после достижения цели уволится. Тщательная проверка кандидатов поможет выявить неблагонадежного человека еще до трудоустройства, сэкономит ресурсы компании на обратную связь и обучение такого сотрудника.

Какие виды обратной связи существуют
Виды обратной связи бывают разные, выбор подходящего формата зависит от преследуемой цели. В одном случае фидбэк помогает скорректировать работу сотрудника, в другом — мотивировать человека.
Чаще всего выделяют такие виды обратной связи сотруднику, как:
- Поддерживающая.
Суть поддерживающей обратной связи заключается в том, чтобы отмечать сотрудников за хорошую работу. Такой фидбэк подсветит удачные моменты при выполнении задачи, замотивирует к усердной работе.
- Корректирующая.
Помочь сотруднику провести работу над ошибками можно с помощью корректирующей обратной связи. В этом случае фидбэк поможет руководителю указать работнику на недочеты в работе, вместе найти способ не допускать ошибки в будущем.
- Развивающая.
Алгоритм развивающей обратной связи помогает специалистам совершенствовать профессиональные навыки и повышать квалификацию. А рост сотрудника будет выгоден не только ему, но и компании.
Основные модели обратной связи
Чтобы научиться давать обратную связь сотруднику грамотно, нужно изучать и пробовать разные варианты. Существуют модели, которые упрощают этот процесс и помогают сделать его более эффективным.
Модель бутерброда
Этот алгоритм обратной связи предполагает разделение фидбэка на три части. Так, сначала руководитель хвалит сотрудника за работу, а после — дает конструктивную критику. В завершение разговора снова отмечаются положительные моменты в действиях специалиста.
Такая поддерживающая обратная связь указывает сотруднику как на положительные, так и на негативные моменты, над которыми нужно поработать.
Модель BOFF
Алгоритм используется для корректирующей обратной связи. Он включает 4 момента, которые помогают дать фидбэк сотруднику грамотно.
По модели BOFF обратная связь состоит из таких элементов, как:
- Behaviors (действие).
Разговор с сотрудником начинается с обсуждения конкретной ситуации, которая требует внимания. Например, это может быть ошибка в работе, которую нужно исправить.
- Outcome (результат).
На этом этапе обсуждаются возможные и реальные последствия совершенного действия.
- Feelings (чувства).
Здесь нужно проявить понимание, выразить сочувствие по поводу сложившейся ситуации. Например, сказать, что вы понимаете переживания сотрудника.
- Future (будущее).
К этой части относится обсуждение вариантов, как можно выйти из этой ситуации, исправить ошибку или не допускать ее в будущем.
Модель SOR
Модель поможет скорректировать поведение сотрудника, если совершена ошибка. Главное в корректирующей обратной связи — создание плана по устранению проблемы.
SOR состоит из следующих частей:
- Standart (стандарт).
Перечисление и описание правил компании, которые сотрудник нарушил.
- Observation (наблюдение).
Сотруднику нужно объяснить, что именно стало поводом для разговора, какие события этому предшествовали, зафиксировать случаи нарушения корпоративных правил или стандартов.
- Result (результат).
Руководителю необходимо доступно донести до сотрудника, к каким последствиям могут привести те или иные ошибки и недочеты в работе.
Каких правил обратной связи нужно придерживаться
Умение давать корректную обратную связь — важный навык для руководителя. Чтобы фидбэк был конструктивным, нужно придерживаться определенных принципов.
Правила обратной связи сотруднику:
- Своевременность.
Обратная связь будет эффективна, если ее дают вовремя. Не стоит откладывать разговор: если сотрудник допустил ошибку или успешно справился с задачей, важно обсудить это сразу.
- Четкая цель фидбэка.
Перед беседой с сотрудником нужно четко определить, что именно вы хотите обсудить и к какому результату стремитесь. Если вы сформулируете цель разговора, сотруднику будет проще понять, что от него требуется и исправить ошибку.
- Контекст.
Выбирайте правильный момент для обратной связи. Общие ошибки можно разобрать с командой, чтобы вместе найти пути их решения. А индивидуальные промахи лучше обсуждать лично.
- Подбор актуального вида обратной связи.
Все сотрудники разные: одни готовы к конструктивной обратной связи, другие могут принимать только позитивные отзывы. Задача руководителя — понять, какой формат будет наиболее подходящим.
- Отсутствие перехода на личности.
Важно говорить о том, как ошибка или успех влияют на работу, а не обсуждать личные качества сотрудника.
Примеры обратной связи: плохие и хорошие
Хорошая обратная связь должна быть четкой, объективной и направленной на развитие, а не на критику личных особенностей человека. Недопустимо унижать, манипулировать и нарушать конфиденциальность.
Разберем плохой и хороший пример обратной связи:
Как грамотно давать обратную связь сотруднику
Разговор с руководителем об ошибках может вызывать стресс у сотрудника. Чтобы дать обратную связь конструктивно, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
Шаг 1. Подготовьтесь к разговору.
До беседы проанализируйте ситуацию и возникшую проблему. Разработайте возможные пути решения и продумайте структуру предстоящего разговора.
Шаг 2. Назначьте встречу.
Если вы предупредите сотрудника о разговоре заранее, он сможет подготовиться к встрече.
Шаг 3. Проведите беседу.
Помните, что главное в обратной связи — конкретика. Переходы на личность, лишние эмоции могут привести к сопротивлению со стороны сотрудника. В итоге цель беседы не будет достигнута, а работник не сможет исправить ошибку.
Шаг 4. Озвучьте пути решения проблемы.
Предложите свои варианты исправления ситуации.
Шаг 5. Получите фидбэк сотрудника.
Фидбэк от сотрудника может помочь выявить проблемы в рабочих процессах в целом и вдохновить на новые идеи.
Шаг 6. Зафиксируйте договоренности.
Запишите основные выводы и решения, достигнутые в ходе беседы. Это поможет избежать недопонимания в будущем, особенно если разговор велся с несколькими сотрудниками сразу.
Шаг 7. Завершите беседу позитивной обратной связью.
Завершите разговор на позитивной ноте. Это способствует сохранению мотивации и укреплению доверия.
Как принимать фидбэк
Иногда проблемы в коллективе могут быть скрытыми. Обратная связь руководителю — один из способов для работодателя узнать о них и найти пути решения. Например, фидбэк от работника может помочь выявить буллинг в коллективе.
При получении обратной связи от сотрудника нужно:
- Не торопиться делать выводы.
Иногда обратную связь тяжело принять, особенно если она негативная. Дайте себе время, чтобы ничего не додумывать и не оправдываться.
- Отделить эмоции сотрудника от фактов.
Если человек не умеет давать обратную связь, важно отделить его чувства от реальных фактов. Например, из-за личной неприязни сотрудник может рассказать о проступке другого работника более эмоционально.
- Выделить суть проблемы.
Перескажите сотруднику своими словами суть проблемы, чтобы убедиться, что у вас одинаковое понимание ситуации. Это поможет выявить причину ошибки и избежать ее повторения в будущем.
- Определить дальнейшие шаги.
Необязательно сразу соглашаться с обратной связью от сотрудника. Поблагодарите, дайте себе время на анализ и решите, какие моменты фидбэка можно взять в работу.
- Сравнить мнения нескольких сотрудников.
Обратная связь от нескольких работников поможет оценить проблему объективнее.
Источники изображений:
Личный архив компании
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



