РБК Компании

Что такое швартовные кнехты и для чего они нужны

Швартовой кнехт — важная часть швартовно-причального оборудования. Расскажем, что он собой представляет, как выглядит и как используется
Что такое швартовные кнехты и для чего они нужны
Источник изображения: Freepik.com
Федор Абрамов
Федор Абрамов
Инженер-технолог

Закончил ЛИТМО (Ленинградский институт точной механики и оптики). 55 лет. 29 лет на производстве.

Подробнее про эксперта

Швартовой кнехт — это неотъемлемая составляющая швартовно-причального оборудования.Технически он представляет собой конструкцию цилиндрической формы, размещенную на судне или на причале и предназначенную для удобной швартовки корабля. В этой статье мы подробно разберем, как и для чего используются кнехты, из чего они изготавливаются и какими бывают. 

Применение швартовых кнехтов

У кнехтов давняя история: они играли незаменимую роль в период расцвета парусного судоходства с XVI по XIX вв. С течением лет форма данных элементов менялась, но главные конструктивные особенности и их предназначение сохранились до наших дней. Кнехты устанавливаются на судовых палубах и причалах и обеспечивают безопасность экипажей и самих судов. 

Кнехт служит конструктивным элементом, к которому судно крепится с помощью троса. За счет этого оно надежно удерживается на причале, исключая риск случайного отрыва и самопроизвольного ухода в море во время стоянки. Фиксация судна в нужном положении позволяет экипажу и пассажирам выходить на берег без риска падения в воду и получения травм. 

При проведении погрузочно-разгрузочных работ корабли с помощью тросов и кнехтов швартуются друг к другу, что также повышает безопасность персонала и грузов при перемещении по палубам. На корабле кнехты могут размещаться в носовой, кормовой или срединной части. 

Применение швартовых кнехтов

Виды кнехтов по форме

В зависимости от формы швартовный кнехт может быть:

  • Однотумбовый, или одиночный, прямой. Другое название — битенг. Это самый простой вариант однотумбовой конструкции, представляет собой одну вертикальную тумбу с основанием или без него. 
  • Однотумбовый крестовый. Это более сложный вариант битенга — с поперечной перекладиной, позволяющей крепче фиксировать канат.
  • Двухтумбовый, или парный, прямой. Такой кнехт состоит из двух вертикальных тумб на одном основании. При швартовке к двум тумбам тросы можно вязать восьмеркой между ними.
  • Двухтумбовый крестовый. Имеет поперечную перекладину, расположенную горизонтально между двумя тумбами. На крестовом парном кнехте можно вязать самые крепкие и надежные узлы.
  • Швартовная утка. Конструкция представляет собой горизонтальную перекладину клиновидной формы, установленную на ножке или на двух. На разных причалах и судах она может быть разного размера и иметь внешние различия.

Стандартные виды могут иметь некоторые технические дополнения. В конструкцию может монтироваться осветительная система для упрощения швартовки в темноте. Если кнехты предназначены для швартования крупных торговых судов, пассажирских теплоходов, то тумбы могут быть вращающимися.

Виды кнехтов. Швартовая утка
Виды кнехтов. Крестовый кнехт

Технологии изготовления швартовных кнехтов

Поскольку данное причальное оборудование призвано обеспечивать безопасность судна, людей и грузов, к материалу, из которого оно изготавливается, предъявляют высокие требования. Материалом может служить металл, сплав, пластик или древесина, но в любом случае он должен быть прочным, невосприимчивым к воздействию воды и технических жидкостей, противостоять коррозионным процессам. 

Для производства таких изделий применяют:

  • Сталь — этот сплав отличается прочностью, коррозиестойкостью.
  • Алюминий — также устойчив к коррозии, отличается легкостью.
  • Чугун — надежный сплав с долгим сроком службы. 
  • Дуб, сосна и другие виды древесины с хорошими показателями твердости.
  • Полипропилен, полиэтилен и другой ударопрочный пластик.

Производство ведется двумя способами:

  1. Литьем. 
  2. Сваркой. 

Сварные кнехты привариваются к основанию, а литые фиксируются на причалах и палубах с помощью гаек и винтов. 

Какие швартовые кнехты лучше? Прямой кнехт

Какие кнехты лучше

В строительстве судов и причалов применяют швартовное оборудование всех типов. Выбор кнехтов зависит от особенностей судна, для которого они предназначаются. 

Отметим, что рассмотренные нами изделия применимы только для швартования кораблей, но не для буксировки: для этого требуются специальные буксировочные кнехты.

Швартовные утки и прямые битенги с одной тумбой используют для швартовки малогабаритных катеров, лодок, шлюпок и прочих маломерных судов, которые фиксируются у борта, а также для гидроциклов.

Прямые швартовые кнехты с двумя тумбами устанавливаются на судах всех типов, имеющих высокие борты. На низкобортных кораблях установка прямых конструкций не рекомендуется, поскольку тросы могут соскользнуть при крутом наклоне. Чтобы этого не произошло, прямые кнехты необходимо дополнять бортовыми клюзами и киповыми планками закрытого типа.

Какие швартовые кнехты лучше? Крестовый кнехт

Крестовые конструкции с поперечной перекладиной устанавливают на кораблях с низкими бортами. Перекладина позволяет вязать тросы под углом вверх и фиксировать их более сложными узлами, исключающими самопроизвольный отрыв судна на ветру или во время шторма.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Все новости:

Достижения

Завод с полным цикломЗавод имеет 12 производственных линий, склад готовой продукции, свое проектно-конструкторское бюро
Проверенный поставщик ТЭК РФВключение в перечень организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги в сфере ТЭК РФ
Членство в ТПП РФЧлен Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата». Рег. № 34-5455

Контакты

Адрес
Россия, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Федоровское, ул. Малая, д. 15
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия