Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная ideafix 24 сентября 2025

Как строится маркетинг, который отвечает за прибыль

Почему даже успешная реклама может не приносить дохода и какие процессы за пределами маркетинга на самом деле обеспечивают результат
Как строится маркетинг, который отвечает за прибыль
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Qwen AI
Татьяна Таланкина
Татьяна Таланкина
Marketing-директор ideafix

Опыт в маркетинге — 20+ лет, из них 6+ лет в комплексном направлении. Владеет навыками работы более чем в 70 каналах маркетинговых коммуникаций, преподает на кафедре русского языка и литературы ЮУрГУ

Подробнее про эксперта

Все чаще компании перестают воспринимать маркетинг как функцию, отвечающую за баннеры, соцсети и охваты. Теперь маркетинг — это стратегический двигатель роста, напрямую привязанный к финансовым результатам компании. И его главная цель не количество лайков, не трафик и даже не лиды. Его цель — прибыль.

Но прибыль не рождается в вакууме. Она — результат слаженной работы всех подразделений: от производства до логистики, от продаж до отдела качества. И именно поэтому маркетолог не может ограничиваться аналитикой рекламных кабинетов. Он обязан быть внимательным наблюдателем и активным участником всех ключевых бизнес-процессов.

Почему? Потому что можно идеально настроить все рекламные каналы, снизить CPA, увеличить трафик, и при этом получить нулевой или даже отрицательный результат, если:

  • Отдел продаж не обрабатывает лиды;
  • Логистика задерживает доставку;
  • Курьерская служба подводит;
  • Служба контроля качества пропускает брак;
  • Производство работает «спустя рукава», и продукт не соответствует ожиданиям и т. д.

В таких случаях клиент винит бренд, а ответственность за это лежит на маркетинге, потому что именно он создал ожидания. И именно он единственный, кто видит полную цепочку продукта: от первого контакта до создания  пользовательского контента (UGC).

Анализ начинается с P&L: от общего к частному

Любой разговор о маркетинговой эффективности начинается не с CTR, не с конверсий и даже не с ROI. Он начинается с отчета о прибылях и убытках (P&L) — главного документа, отражающего финансовое здоровье компании.

Основной подход здесь — это анализ от общего к частному. Начинать нужно  с общих метрик и постепенно «проникать» в детали. Это позволяет избежать типичных ошибок, когда вы оптимизируете тактические показатели, не замечая системных проблем.

Первое, что нужно проверить — это EBITDA (показатель прибыли компании до вычета процентов, налогов, амортизации и износа). Если EBITDA падает, значит, либо растут издержки, либо снижается маржинальность. Даже если маркетинговый бюджет не увеличивается и трафик растет, падение EBITDA — сигнал тревоги.

Анализировать показатели нужно в разрезе выполнения плана, динамики LFL и MTM.

  • LFL (Like-for-Like) — динамика роста/падения в сопоставимых каналах или точках (год к году).
  • MTM (Month-to-Month) — динамика месяц к месяцу. Позволяет выявить тренды, сезонность и эффект от изменений.

Если рост от месяца к месяцу есть, а LFL падает, необходимо не игнорировать этот симптом, а выявлять причины и прорабатывать план действий. 

Далее можно переходить к операционным и маркетинговым метрикам, таким как:

  • ROMI (коэффициент возврата маркетинговых инвестиций),
  • Средний чек (AOV), траффик,
  • CAC (стоимость привлечения клиента),
  • CPL (стоимость привлечения лида),
  • LTV (пожизненная ценность клиента),
  • Конверсии на всех этапах воронки,
  • Процент возвратов,
  • Время обработки заказа,
  • NPS (индекс потребительской лояльности),
  • Churn Rate (коэффициент оттока) и т. д.

В случаях, когда мы видим отклонение от плана по EBITDA, не нужно начинать с сокращения бюджета на рекламу. Необходим сквозной аудит, который обеспечит устранение причин, а не следствий:

  1. Сбор данных из CRM, ERP, call-центра, склада, производства, оффлайн точек продаж и т. д.
  2. Кросс-функциональные встречи с руководителями: продаж, логистики, качества, производства  и т. д.
  3. Построение общей картины: на каком этапе клиент теряется?

Что еще полезно учесть: технические метрики

Даже гениальный маркетинг провалится, если, например:

  • Сайт грузится больше 3 секунд (конверсия падает на 30% уже при +2 секунды. Bounce Rate растет).
  • Email не доходит или не открывается (Delivery Rate, Open Rate, CTOR).

Метрики такого типа — это полноценная часть пользовательского опыта, который напрямую влияет на прибыль. 

Весь перечень анализируемых метрик зависит от каналов продвижения и стратегии.

Заключение

Маркетолог сегодня — это не «распределитель» рекламного бюджета, а одна из ключевых фигур, ответственных за прибыль. Эффективный маркетинг видит бизнес целиком, понимает, где теряются деньги, и готов следить за тем, где традиционно «не маркетинг», ведь его задача — обеспечить максимальный возврат инвестиций в маркетинг и приумножить доходы компании.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Члены НАОМc 2022 года
Первое местоWedding awards Ural и White Wedding awards
Шорт-Лист Wedding awards RussiaЛучший российский свадебный проект
Финалисты Wedding awards RussiaЛучший региональный свадебный проект

Контакты

Адрес
Россия, г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 83, офис 301
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия