Компенсация за неиспользованный отпуск: право или ловушка для бизнеса
Сотрудник требует компенсацию за 90 дней неиспользованного отпуска? Обязан ли бизнес платить, и как защититься от судебных рисков

Специализируется на защите бизнеса, разрешении корпоративных споров, снижении уголовных рисков.
Как адвокат, я не раз сталкивался с ситуациями, когда увольнение сотрудника превращалось для работодателя в финансовую головоломку. Один из самых спорных вопросов: обязан ли бизнес выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск? И если да, то в каком размере? Разберем реальный кейс, который поможет предпринимателям избежать дорогостоящих ошибок и судебных споров.
Реальный спор: 90 дней отпуска и требования компенсации
За годы работы сотрудник накопил более 90 дней неиспользованного отпуска и потребовал не только компенсацию за них, но и проценты за задержку выплат. Казалось бы, закон на стороне работника: Трудовой кодекс РФ (статья 127) прямо указывает, что при увольнении работодатель обязан выплатить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. Исключений вроде бы нет. Но так ли это на самом деле?
Право на отдых важнее денег
Давайте разберемся. Конституция РФ гарантирует каждому право на отдых, и ежегодный оплачиваемый отпуск — это одна из его форм реализации. Компенсация же — лишь производное от этого права, в том числе и компенсация задержки выплат.
Таким образом, действительный смысл нормы о компенсации не позволяет ее использовать, как способ накопления отпусков полностью либо частично с целью последующего (при увольнении работника) получения денежной компенсации. Даже если стороны молчаливо соглашались «копить» дни отдыха, это не делает такое поведение правомерным.
Судебная практика подтверждает: если работник сознательно отказывался от отпуска, чтобы потом получить деньги, это может быть расценено как злоупотребление правом. А значит, работодатель может оспорить такие требования.
Вопросы, которые влияют на исход дела
При возникновении спора о выплате работнику денежной компенсации за неиспользованные отпуска, надо оценить поведение работника, а именно, ответить на следующие вопросы.
1. Обращался ли работник с просьбой об отпуске?
2. Предоставил ли работодатель отпуск?
3. Если нет, то по каким основаниям?
4. Создавались ли препятствия со стороны работодателя?
Ответы на эти вопросы помогут понять, кто действовал добросовестно, а кто пытался извлечь выгоду путем злоупотребления правом.
Знаковые дела: что говорят суды
В ряде резонансных споров суды вставали на сторону работодателей. Например, если сотрудник годами не брал отпуск, не подавал заявлений и ждал увольнения, чтобы получить крупную сумму компенсации, это расценивалось как злоупотребление. Важно повторить: право на отдых первично, и компенсация не должна становиться «планом Б» для накопления.
Практические выводы для бизнеса
Что это значит для вас как предпринимателя? Во-первых, право на компенсацию не должно заменять собой право на отпуск. Во-вторых, нельзя рассматривать норму о компенсации как правомерный способ накопления отпусков для последующего получения денег за них. В-третьих, если работник специально сохраняет отпуска, чтобы получить компенсацию при увольнении, это говорит о злоупотреблении правом.
Если сотрудник уволился и требует выплаты за «забытые» отпуска, не спешите соглашаться. Проверьте, как он пользовался своим правом на отдых. А лучше — заранее выстраивайте процессы так, чтобы такие споры не возникали.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети