Во сколько обходится уволенный бухгалтер. Итоги конференции ФАБА в Сибири
Демпинг, дефицит кадров и выгорание угрожают аутсорсингу. Как руководителям бухгалтерских компаний сохранить рентабельность бизнеса
Бухгалтерский аутсорсинг в гонке зарплат
В Новосибирске прошла масштабная налоговая конференция Федеральной ассоциации бухгалтеров-аутсорсеров, организованная для владельцев бухгалтерских компаний. За экспертным мнением ФАБА пришли более 200 человек. От ассоциации выступали ведущие руководители подразделений, при этом мероприятие было бесплатным благодаря генеральному партнеру — сервису Финлид от Точка банка.
Рост зарплат vs дефицит специалистов
Ирина Задесенец, руководитель подразделения ФАБА в Краснодаре озвучила статистику: за 2023–2024 годы зарплаты бухгалтеров первичного учета в Краснодарском крае выросли в два раза, а за 2025 год — еще на 20%.

«Рынок труда обвалился, аутсорсинг теряет рентабельность: на зарплаты уходит до 70% бюджета компаний. Сотрудники уходят в смежные сферы или становятся предпринимателями, переманивая клиентов», — отметила Ирина Задесенец.
Эксперт подчеркнула, что бухгалтерия требует высокой квалификации, но подготовка специалистов занимает годы. Это усугубляет кризис: даже при росте зарплат компании не могут закрыть вакансии. Более того, каждый уволенный сотрудник обходится примерно в 200 тысяч рублей — это расходы на подбор, обучение, ошибки новичка и время собственника бизнеса.

Автоматизация как выход?
Дмитрий Почивалин, продакт-менеджер сервиса Финлид от Точка банка, заявил, что востребованность бухгалтеров продолжает расти, но чтобы закрыть кадровый голод важно сочетать технологии и профессиональную экспертизу.
«Сегодня и малые, и крупные компании все чаще обращаются за сопровождением к профильным специалистам. По мере усложнения отчетности и усиления требований к ней, становится очевидной необходимость более гибких решений, чем стандартные программы ведения бухгалтерии. Мы видим современные тенденции и стараемся создавать необходимые и актуальные инструменты, которые облегчают работу бухгалтеров. Именно поэтому в прошлом году мы запустили бесплатный сервис Финлид от Точка банка, который позволяет автоматизировать процессы бухгалтерским компаниям.
Мы внимательно следим за тем, как меняются задачи бухгалтеров, и прислушиваемся к их обратной связи. Запросы профессионального сообщества и пожелания наших партнеров напрямую влияют на развитие сервиса. Эксперты ФАБА также поддерживают нас в развитии инструментов, которые позволяют специалисту сосредоточиться на выполнении ежедневных задач».

Дмитрий Куницын, проректор Новосибирского государственного университета, связал кадровую проблему с системой образования:
«Бухгалтеров готовят 4–5 лет, но бизнесу нужны специалисты “здесь и сейчас”. Нам стоит перенимать опыт IT-сектора, где компании начинают работать со студентами со второго курса» .
ФАБА уже сотрудничает с вузами, адаптируя программы под требования рынка.
Основатель и председатель Федеральной ассоциации бухгалтеров-аутсорсеров Анастасия Лобанова подчеркивает:
«Мы видим глобальную проблему в том, что многие не верят в то, что профессия бухгалтера будет жить, молодые люди не идут учиться на бухгалтера. Но такие программы, как «Платиновый бизнес-план», очень вдохновляют студентов и дают им возможность реализовать свои инвестиционные проекты».

Уже 26 мая в Тюмени начнется подведение итогов пилотного проекта ФАБА «Платиновый бизнес-план». Студенты Тюменского Государственного Университета будут защищать инвестиционные проекты. Лучшие идеи получат финансирование от 30 000 до 100 000₽.
Самозанятые и демпинг: скрытые угрозы
Участники также обсудили рост числа самозанятых (в России их уже 13 млн) и демпинг на рынке услуг. Недобросовестные игроки снижают цены, что приводит к «гонке на дно»: компании теряют прибыль, а сотрудники — мотивацию. Как итог — клиенты требуют больше за те же деньги, а бухгалтеры выгорают.

Руководитель новосибирского подразделения ФАБА Ирина Тимофеева поделилась с коллегами инструментом, который использует в своей работе. Она отметила, что ввела в компании «фотографию рабочего дня». Это позволило проанализировать нагрузку на сотрудников и отказаться от работы с нерентабельными клиентами. Результат: снижение убытков и рост лояльности команды.
Что дальше?
ФАБА предложила ряд решений:
- Стандартизация услуг — чтобы избежать демпинга.
- Программы лояльности для сотрудников — от обучения до психологической поддержки.
- Сотрудничество с вузами — ускоренная подготовка кадров.
- Продвижение профессии — через конкурсы и премии, такие как «Платиновый клевер» и «Платиновый бизнес-план».
Следующая бесплатная конференция ассоциации пройдет 23 мая в Туле, где откроется уже 20 подразделение Федеральной ассоциации бухгалтеров-аутсорсеров «Платинум».
Источники изображений:
Личный архив ФАБА «Платинум»
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты