РБК Компании

Городская среда Санкт-Петербурга: разбираемся с общим дизайн-кодом

Особенности и значение дизайн-кода на примере городской среды Санкт-Петербурга разбирает основатель и директор Группы компаний «Зерно» Данил Орлов
Городская среда Санкт-Петербурга: разбираемся с общим дизайн-кодом
Данил Орлов
Данил Орлов
Основатель и директор Группы компаний «Зерно»

Данил Орлов работает в сфере проектирования 15 лет. Является экспертом в вопросах архитектурного проектирования и фасадных решений, создающих уникальный внешний вид зданий.

Подробнее про эксперта

В последние годы все чаще говорят про дизайн-код городов, а его отсутствием объясняют неудовлетворительный внешний вид зданий и районов. Попытались разобраться, что с дизайн-кодом в Санкт-Петербурге, что это вообще за документ, и зачем он нужен.

Что такое дизайн-код?

Дизайн-код — это набор рекомендаций, разработанных для обеспечения единого стиля и эстетики в архитектуре и оформлении городских районов. Чаще всего о дизайн-коде в медиапространстве упоминают в разговоре об оформлении рекламных вывесок. Когда нет норм, определяющих, как они должны выглядеть, то собственники начинают соревноваться друг с другом в массивности и яркости рекламы, заклеивают окна и двери, лепят вывески друг над другом: это превращается в непрекращающуюся «гонку вооружений». От этого выигрывают маркетологи, безусловно, а вот жители города остаются недовольными.

Но на самом деле дизайн-код — это гораздо больше, чем просто вывески. Он включает различные аспекты дизайна, такие как оформление фасадов зданий, внешний вид балконов, лоджий, козырьков над входом, различные малые архитектурные формы — скамейки, указатели, урны, и даже то, какие деревья высаживаются на улицах города. В общем дизайн-код — это большой документ, задающий вектор развития для всего внешнего облика города.

Самые известные примеры использования дизайн-кода — Москва, Якутск, Екатеринбург и Рыбинск. Кстати, в Рыбинске и Екатеринбурге изменение внешнего вида города было инициативой жителей города, но именно эти города стали образцом.

Городская среда Санкт-Петербурга: разбираемся с общим дизайн-кодом
Присоединились даже крупные игроки.
Фото: «Этно-кузня» Источник сайт forbes.ru

А что в Санкт-Петербурге

Как это ни странно, в культурной столице до сих пор нет общего дизайн-кода для города. Есть общие колористические решения для фасадов и вывесок, правда, применяют их чаще всего только для исторических зданий. 

Петербуржцы все еще жалуются на обилие вывесок в центре города, которые мешают общему восприятию, загораживают обзор и являются огромным источником визуального шума. Отдельная боль Петербурга — новые районы. Многие говорят о том, что застройщики не вписывают строящиеся здания в общий ландшафт, а новостройки не сочетаются друг с другом.

Культурной столице действительно не хватает упорядоченности и общих понятных для всех решений.

Есть ли решение

Дизайн-код действительно мог бы решить данные проблемы, если не полностью, то частично. Нужно отметить, что работа в данном направлении ведется: стараются привести новые районы к общему знаменателю и сделать так, чтобы новостройки не выбивались из общего контекста. 

Здесь стоит поговорить про Ленобласть: различные районы принимают свои дизайн-коды, призванные упорядочить строительство и улучшить внешний облик среды. Идеальный вариант — связать все районы друг с другом, чтобы они сочетались и имели приятный глазу внешний вид и формировали общую упорядоченную картину. 

Например, свой документ появился в Мурино, Сосновом бору, Выборге.

Городская среда Санкт-Петербурга: разбираемся с общим дизайн-кодом
Дизайн-код появился сразу у нескольких городов Ленинградской области.
Источник

Застройщики действуют на опережение

В связи с этим трендом многие застройщики начинают разрабатывать собственные внутренние стандарты — как должны проектироваться новые здания. 

К примеру, группа компаний «Зерно» разработала стандарты для крупного федерального застройщика. У него несколько проектов в различных регионах России — необходимо было привести их к единому знаменателю. Чтобы любой архитектор, изучив их, знал, какие именно колористические решения он может использовать, как будут выглядеть вывески и адресные таблички, как сделать скрытое размещение блоков кондиционеров на фасадах и так далее.

Мы проанализировали 9 колор-кодов различных регионов, посмотрели на то, что они предлагают и вывели общие решения, которые были бы актуальны в разных областях.

Городская среда Санкт-Петербурга: разбираемся с общим дизайн-кодом
Колор-код Выборга
Источник

Нужно отметить, что на тот момент цветовая палитра была довольно скудной. Поэтому мы вышли с предложением расширить колористические решения. В результате их согласовали и включили в ПЗЗ Ленинградской области. Так что, если ваше решение соответствует общей стилистике района, то вполне реально предлагать свои интересные варианты.

Любопытно наблюдать, как вводятся и внедряются регламенты для архитектурно-градостроительного облика города, расширяются постановления и дизайн-коды. Удастся ли Петербургу прийти к общему лаконичному и приятному внешнему виду?

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.04.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ Сампсониевское, пер. Беловодский, д. 6 стр. 2, помещ. 134
ОГРН 1217800060807
ИНН / КПП 7806585407 780201001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, Беловодский пер., д. 6
Телефон +78122132543

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия