Какое количество участников бизнес-тренинга оптимально
Существуют ли идеальное количество участников бизнес-тренинга. Какие факторы учитывать при планировании группы для обучения на тренинге

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex
Во-первых, это статья предназначена для HR-специалистов и руководителей, которые думают о проведении бизнес-тренинга и размышляют о том, а какое оптимальное количество участников бизнес-тренинга.
Во-вторых, все сказанное ниже применимо к тем бизнес-тренерам, которые профессионально умеют и хотят держать внимание большой группы во время бизнес-тренинга. Если бизнес-тренер любит и умеет работать с группой в 12 человек и не хочет ее увеличивать, то это никак не говорит, что тренер плохой профессионал. Ни в коем случае.
Но, если один бизнес-тренер ведет отличные бизнес-тренинги для группы до 12 человек, то это не значит, что другой бизнес-тренер не может провести столь же качественный и эффективный бизнес-тренинг для группы 24 человек. И об этом данная статья.
А какое количество людей должно быть на бизнес-тренинге, чтобы он был эффективным
Этот вопрос я слышу уже более 20 лет! Его не перестают задавать сейчас, и, по моему мнению, не прекратят это делать в обозримом будущем. Вопрос очень важный, ключевой. Потому что мы говорим об эффективности, о результате тренинга.
В чем основная проблема
Часто можно услышать ответ, что количество участников должно быть около 12, то есть от 8 до 16. Число 12 считается в широких кругах классическим.
И первое, что я у вас спрошу в ответ на ваш вопрос об оптимальном количестве участников тренинга будет касаться самого тренинга. О каком тренинге вы говорите?
О каком тренинге вы спрашиваете?
О психотерапии? О социально-психологическом тренинге? О бизнес-тренинге?
Это очень принципиально!
Откуда пришло число 12
Число 12 пришло из психотерапии и социально-психологических тренингов (СПТ). Это число обусловлено тем, что там, в психотерапевтических группах и на СПТ, ведущему нужно много времени и внимания уделять каждому участнику с точки зрения личных переживаний, эмоций, чувств, проблем.
На психотерапии люди плачут, рассказывая о своих глубоких переживаниях, связанных с утратами, обидой, агрессией, прощением, прощанием с близкими людьми. И, естественно, это требует от психотерапевта времени, которое он уделяет каждому человеку. Нужно дать клиенту (пациенту) время на переживание, осознание, принятие решения, что делать дальше.
На СПТ люди также часто обсуждают проблемы личного общения и коммуникаций между друг с другом. Там тренеру нужно постоянно быть «здесь и сейчас» и концентрировать на этом участников, фокусировать их внимание, эмоции и мысли на происходящем на тренинге, на личном опыте, который переживается во время тренинга. И на это нужно время. Нужно выслушать каждого, дать ему выговориться.
Поэтому на групповую психотерапию и СПТ психотерапевт или психолог не может пригласить больше 16 человек, иногда даже больше 12 уже будет перебор. Иначе ведущий не сможет уделить достаточное внимание и время каждому участнику.
Сколько участников может быть на бизнес-тренинге
Но мы-то ведем бизнес-тренинги. Мы не обсуждаем на них личные проблемы, мы не углубляемся в глубины личных переживаний, мы не должны фокусироваться на «здесь и сейчас» постоянно. Потому что это неправильно. Методология бизнес-тренинга строится на принципиально других основаниях.
Для нашего удобства давайте назовем этот подход к количеству участников на тренинге, который я здесь проповедую, неоклассическим.
Я имею в виду — новую классику, которая возникла в период с середины 90-х годов, когда начали вести бизнес-тренинги на регулярной основе, и продолжается до настоящего времени. Неоклассическое число максимального количества участников бизнес-тренинга — 20. Иногда даже 22–25.
А теперь я буду пояснять числа 20–22–25, причем мои аргументы, как вы увидите, сильно связаны друг с другом.
Чем по сути отличается бизнес-тренинг от тренингов личностного роста и психотерапии
Во-первых, на бизнес-тренинге не лечат. Такой задачи не стоит. Тренер должен сфокусироваться на бизнес-задачах, на технологиях продаж, переговоров и управления. Соответственно, не нужно уделять много времени личным переживаниям участников.
Во-вторых, на бизнес-тренинге не надо говорить о своих чувствах в отличие от психотерапии, СПТ и тренингах личностного роста.
Единственное исключение — это когда, человек после ролевой игры, рассказывает, как он чувствовал себя в данной роли. Да и то эти чувства значимы для тренинга настолько, насколько они рассказывают нам о реакции на ту или иную технологию, которую применял другой человек из взаимодополняющей роли.
К примеру, протагонист играл менеджера по продажам, оппонент — клиента. Во время обратной связи оппонент рассказывает, какие технологии продаж, какие конкретные слова протагониста вызвали в нем доверие, и что вызвало в нем агрессию и недовольство.
Или протагонист играл руководителя, мотивирующего своих сотрудников на выполнение задания, а оппонент — подчиненного. И после ролевой игры оппонент дает обратную связь о том, какие чувства вызывал в нем руководитель, насколько ему захотелось действительно выполнять задание.
В данном случае разговор о чувствах на бизнес-тренинге уместен. Но в большинстве случаев он вреден. Он уводит людей от целей бизнес-тренинга. Разговор о своих чувствах и эмоциях может вызвать негативную реакцию у других участников тренинга.
Люди на бизнес-тренинг приходят учиться технологиям бизнеса и расширять картину своего мира, приобретая новые идеи и подходы. Они не хотят вторжения в свои личный мир. Особенно не хотят вторжения в личный мир участники корпоративного тренинга, которых направляет на тренинг их руководство.
А если не нужно делиться своими личными переживаниями, то время на обратную связь значительно сокращается. Соответственно бизнес-тренер может уделить внимание не 12, а 18, 20 и даже 24 участникам.
Во-третьих, обратная связь, которая так важна во время бизнес-тренинга, может и даже должна даваться тренером и другими участниками в структурированной форме. Структура обратной связи позволяет передать важную информацию участнику, касающуюся его поведения, побудив его, как минимум, задуматься, как максимум, применять более эффективные способы продаж, переговоров и управления.
К примеру, я объясняю, что обратную связь на тренинге надо давать по принципу «сначала плюсы, затем рекомендации».
Пример пояснения обратной связи по принципу «сначала плюсы, затем рекомендации»
Когда вы даете обратную связь другим людям, пожалуйста, начинайте всегда с плюсов, с того, что было положительно в выступлении вашего коллеги. Подчеркните, что было удачно. Потому что это и для вас важно — то, что было удачно у другого, вы также можете и сами применить. И потому что это важно для вашего коллеги — он может опираться на свою силу, развивать и далее свои успешные черты и технологии, которыми пользуется.
А уж затем дайте рекомендации. То есть, если вам что-то не понравилось, не надо критиковать. Потому что критиковать очень легко, если вы не даете свое предложение. Но это не конструктивно. Ошибки можно увидеть в каждом. А вот предложить свой вариант — это уже конструктивно!
Предлагая свой вариант, свою технологию продажи, переговоров или управления, вы делаете хорошо и для себя, и для другого. Озвучивая свое конструктивное предложение, вы больше осознаете его сами, делаете из заготовки деталь, говоря метафорически. И поэтому это хорошо для самого себя. А ваш коллега, слыша ваше предложение, может научиться от вас, стать более эффективным за счет вашей точки зрения. И поэтому это хорошо для другого.
Таким образом, когда вы даете обратную связь, сначала скажите, пожалуйста два плюса, ну хотя бы один, а затем уже минусы, но не в виде сообщения, что вам что-то не нравится, а в виде рекомендации, что нужно сделать по-другому. И я имею в виду конкретную рекомендацию о применении технологии, а не совет по типу «думать надо головой».
Данная структурированная обратная связь позволяет поддерживать позитивный настрой на тренинге, обсуждать технологии, за которым участники пришли, и экономить время. Поэтому количество участников может быть не 12, а 18, 19, 20 и иногда даже больше.
Высокая энергетика бизнес-тренинга
В-четвертых, мой личный опыт показывает, что энергетика группы в 18–20 человек гораздо выше, чем у группы в 8–12 человек. И эта положительная энергия ведет всех участников. На бизнес-тренинге больше обмена идеями, больше взаимодействий. Энергия группы позволяет легче справиться с отдельными сопротивлениями изменениям участников.
Можно увидеть единый конструктивный порыв, который заражает каждого участника. Так что, как это не парадоксально для некоторых звучит, у неоклассической группы в 20 человек есть даже явные преимущества перед классической группой в 12 человек.
Структура бизнес-тренинга помогает
В-пятых, на бизнес-тренинге многие технологии продаж, переговоров, менеджмента и лидерства отрабатываются в специально структурированных упражнениях, где сама структура позволяет управлять динамикой группы, где сама структура практических заданий гарантирует высокое усвоение материала.
Часто во время таких упражнений обратная связь просто вплетена внутрь него и неразрывно связана с этим упражнением. Поэтому тренеру и участникам не нужно тратить дополнительное время на обратную связь после упражнения.
А можно ли вести тренинги для групп 50–100 человек и даже больше? Или это уже будет семинар?
Перед подведением итогов предложу еще несколько тем для обсуждения.
Во-первых, можно ли вести тренинги для группы более 20–25 человек? К примеру, что насчет 35 или 50, 100 человек или даже 150 человек? Группы от 20–25 до 30 можно назвать промежуточными, а от 30 человек — большими группами.
Отвечаю. Для больших групп также предусмотрены бизнес-тренинги, которые можно назвать мегатренингами. И там начинают работать еще иные технологии. Следует подчеркнуть, что мы с вами говорим именно о тренингах, а не о семинарах, лекциях или мотивационных выступлениях.
Лично я обожаю вести большие группы численностью в 100 и даже 300 человек, как один, так и в содружестве, в команде с другими тренерами. Про технологии мегатренингов нужно писать отдельную статью. И я это обязательно сделаю.
Какое минимальное количество участников бизнес-тренинга
И последний вопрос. Мы все обсуждаем максимальный возможный состав группы. А каково минимальное число участников бизнес-тренинга? Ответ прост — один человек. Такой формат работы с одним участником можно назвать индивидуальным бизнес-тренингом.
Конечно, в данном случае при проведении упражнений и ролевых игр тренеру приходиться выступать также и в роли участника, чтобы отрабатывать умение и навыки своего подопечного. И здесь имеется в виду не коучинг, но индивидуальный тренинг.
Стоит отметить, что тренинги для 1–6 человек не столь динамичные, как для классических и неоклассических групп. Но результативность от этого никак не падает. И, что действительно важно, тренер может сконцентрировать больше внимания на индивидуальных ошибках участников.
На бизнес-тренинге для 1–6 человек есть один подводный камень (я уже слышу вашу мысль, что не один!). Так как людей меньше, то время на обсуждение и на выполнение упражнений соответственно уменьшается. Так что тренеру надо планировать больше упражнений и теоретических тем для освещения. Кстати, для участников, если скорость обучения их достаточно высока, это может являться дополнительным преимуществом.
Еще один возможный подводный камень заключается в том, что в случае бизнес-тренинга для 1-6 человек сопротивление изменениям каждого участника значимо влияет на весь процесс тренинга. То есть одному токсичному участнику в группе из 4 человек гораздо легче разрушить весь тренинг (или его часть) своим негативным, неконструктивным поведением, чем в группе из 16 человек. Это надо иметь в виду и быть готовым.
Итог
Бизнес-тренинги можно проводить для любого количества участников. Можно проводить индивидуальные бизнес-тренинги для одного человека, бизнес-тренинги для 2–7 участников, бизнес-тренинги для классических групп от 8 до 16 человек и неоклассических групп от 17 до 20–25 человек. И даже для больших групп предусмотрены специальные технологии, позволяющие проводить мегатренинги.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Рубрики


