РБК Компании

Менторинг и инвестиции: любовь к созданию успеха

Как менторинг помогает строить успешные компании, находить лучшие инвестиционные проекты и делать мир лучше — рассказывает ментор Евгений Ильченко
Менторинг и инвестиции: любовь к созданию успеха
Источник изображения: архив Евгения Ильченко
Евгений Ильченко
Евгений Ильченко
Резидент Клуба Менторов, специалист по привлечению инвестиций, бизнес-тренер. Ментор проектов из реального сектора, инвестор.

Серийный предприниматель, основатель инвестиционно-девелоперской компании. Более 15 лет опыта в развитии бизнесов, более 50 млн долларов привлеченных инвестиций.

Подробнее про эксперта

Менторинг — это не просто умение «посоветовать совет», а настоящее искусство сопровождения людей на их пути к успеху. Передача опыта — это заложенный природой способ поддерживать развитие новых идей и людей. Но чем ментор отличается от консалтера, почему опытный предприниматель и инвестор готов открыто делиться своими знаниями и какова реальная ценность менторинга для бизнеса? Как создать для менти комфортную для развития среду, привлечь первые инвестиции и почему менторинг — это закон природы? Ментор и инвестор Евгений Ильченко разбирает тонкости этого процесса, а также рассказывает о своих первых шагах в менторинге и инвестициях, ошибках и успехах, которые сделали его настоящим проводником в мире бизнеса. 

Что для вас менторинг? 

Менторинг для меня — это, в первую очередь, хобби и зарядка для мозгов, чтобы постоянно повышать и поддерживать насмотренность. Моя миссия — делиться опытом, отдавать и получать, делать людей счастливыми, помогая им инвестициями поддерживать классные проекты и интересных предпринимателей. У меня много разнообразного опыта, значит, он может быть полезен многим. Для меня менторинг — это не про деньги, доход от него чисто символический.

Еще менторинг — это возможность интересных новых проектов и партнерств для инвестиций. Ведь лучший проект для инвестиций — это тот, который ты сам сопровождал в формате менторской поддержки.

Как вы пришли к менторингу?

Еще в институте я часто помогал однокурсникам разобраться в сложных темах, и эта способность объяснять сложное сейчас помогает мне в менторинге.

В 2018 году, после выхода из нескольких бизнес-проектов, знакомые предприниматели начали приходить ко мне за помощью в решении бизнес-задач и консультациями. Я начал целенаправленно получать дополнительные знания о коучинге и менторинге, книги сильно мне помогли. Один из моих любимых авторов — Джон Максвелл, пишущий о лидерстве в целом. А когда обороты начали расти, я понял, что консалтинг — это не моя история, мне хочется видеть результаты. И я начал сопровождать людей. Тогда я называл это бизнес-наставничеством. Оказывал предпринимателям поддержку по двум направлениям: инвестиционное наставничество, когда вместе с основателем компании мы продавали бизнес или привлекали инвестиции, и стратегический менторинг, когда ставили цели и разрабатывали стратегию развития. А потом услышал умное слово «менторинг» и осознал, что им я и занимаюсь. 

Не так давно я понял, что для меня менторинг это не работа, а хобби. Менторинг стал для меня таким инструментом передачи опыта. Старшие поколения накапливают опыт и обязательно должны передать его младшим, чтобы он сохранялся, — так задумано природой. Это моя дань этому миру за приобретенные опыт и знания.

В чем для вас разница между консалтингом и менторингом?

Консалтинг — это решение узкой, конкретной задачи так, как умеет консалтер. Но затем возникают вопросы: кто это будет делать и как? Так появились варианты консалтинга с сопровождением, и это уже переходная форма от консалтинга к менторингу. А менторинг — это прежде всего построение отношений с менти, которые создают среду, в которой предприниматель начинает развиваться и самостоятельно решать свои задачи. Среда в данном случае — это и знание, и нетворк, и опыт, и поддержка. 

К тому же очень отличается роль доверия. Если консалтеру доверяют на том основании, что он уже решал такие задачи и сможет решить еще раз, то в менторинге слишком многое зависит от менти, чтобы использовать ту же логику. Консалтинг — это одностороннее взаимодействие, а менторинг подразумевает двусторонний обмен. Но главное отличие — в намерении. В консалтинге это намерение решить задачу так, как я умею, а в менторинге — чтобы менти достиг своих целей. 

А в чем отличие менторинга от просто совета более опытного предпринимателя? 

Мы часто хотим услышать хорошие советы, но, даже получив их, заняты повседневными делами. Менторинг же — это системный подход, направленный на действия. Ментор становится заинтересованным в успехе предпринимателя партнером по процветанию, вовлеченным в процесс, который помогает находить конкретные решения. Иногда менторы даже берут долю в бизнесе, что еще больше мотивирует их к работе.

Ключевой аспект менторинга — фокус на результате. Вместо того чтобы лишь обсуждать новые возможности, ментор помогает предпринимателю понять, от чего стоит отказаться для быстрого достижения целей. Таким образом, менторинг становится глубокой и целенаправленной работой.

Каким был ваш первый опыт менторинга?

В 19 лет я работал в «Евросети». Очень быстро, за полгода, я дорос от стажера до заместителя. И одним прекрасным утром мне позвонил руководитель региона и сказал, что меня ждут в качестве руководителя в новом магазине на Садовой. Я поначалу засомневался, готов ли. Но мне ответили, что сегодня назначение, — и я поехал. И это, если не считать школьные активности, был первый опыт менторинга: я набирал команду, обучал сотрудников, сопровождал, передавал свой опыт. Тогда это было неосознанно, по наитию, но с этого все началось. 

Потом, уже в бизнесе, я набирался опыта взаимодействия, искал проекты для инвестиций. У меня всегда были молодые, идейные ребята, и мы коммуницировали, как я сейчас понимаю, в формате менторинга. То есть они росли, хотели быть предпринимателями, у них были идеи, а я их поддерживал финансово и делился опытом. Но тогда это все же было больше про инвестиции. Это мой второй опыт менторинга, когда я уже был старше и опытнее. 

Какое у вас образование? Какие навыки вам помогают в работе? Какие технологии вы используете?

Базовое образование у меня — экономика, менеджмент, множество дополнительных курсов, тренингов: продажи, управление, стратегический менеджмент. 

В прикладном смысле я начал учебу с трекинга, потом доучился до тренера, вел курсы, бизнес-тренинги. А потом пришел в Клуб менторов Дмитрия Волошина, где уже дополнил обучение систематизированными технологиями. Я постоянно учусь у коллег, друзей, старших товарищей-менторов, осваиваю новые подходы. К тому же мой партнер по бизнесу уже 10 лет занимается наставничеством. И это самое главное обучение для меня — не на курсах, а на опыте. Я беру у других людей, то, что, как мне кажется, помогает, работает, и то, что мне подходит, что мне нравится.

В каких индустриях зона ваших интересов как ментора? С какими проектами вы работаете?

Я могу помочь строительным компаниям, девелоперам, компаниям, связанным с недвижимостью, управлением, PropTech (Property Technologies), производством, B2B-продажами и т. д. Вижу в этом возможность сделать свой вклад в улучшение качества жизни многих людей: инвесторов, строителей, семей, которые будут жить в этих домах, и в целом в отрасль ИЖС. 

Также мне нравится работать с B2B сегментами, с реальным сектором. У меня большой опыт в производственной сфере: было несколько производств, и первая инвестиция, которую я привлек, тоже была в производство. Правда, тогда я еще не знал, что производство — это не столько про станки, сколько про продажи.

Привлечение инвестиций и выход из операционки — это два самых частых запроса, с которыми обращаются в Клуб менторов. Какой у вас в этом опыт? 

Действительно, это самые частые вопросы. И я работал и с тем и с другим. Поговорим о том, с чего же начинается выход из операционки. На мой взгляд, первый шаг — это доверие команде. В моей практике был случай, когда собственник одной крупной сети ресторанов столкнулся с проблемой: несмотря на наличие директора и дюжины замов, он не может жить спокойно. Контролирует буквально все. Мучится, но продолжает, ведь, по его убеждению, сотрудники не имеют достаточной скорости и комплексности мышления. Такой подход создает замкнутый круг: предприниматель требует ответственности от команды, но не доверяет. Это приводит к ситуации, когда менеджеры боятся принимать решения, рискуя потерять доверие. В таких случаях работаю над изменением этих убеждений и внедрением стратегии доверия, чтобы помочь собственнику плавно передать ответственность команде и тогда уже выйти из операционной деятельности.

Получается, предприниматель должен постоянно развиваться, работая над своим мышлением, тогда и будут результаты?

Как показывает практика, изменения вокруг начинаются с изменений внутри себя. Главный вопрос, который должен задать себе настоящий лидер: «Каким я должен быть, чтобы привлекать тех людей, те отношения и те результаты, которые хочу?» Если предприниматель хочет продолжать расти и достигать новых успехов, ему необходимо сохранять готовность к постоянной работе над собой. Это не просто о личной эффективности — это о создании среды, где ваша компания может процветать. Об этом — у Саймона Синека, одного из самых вдохновляющих мыслителей в области лидерства.

Предпринимателю критически важно иметь несколько ключевых компетенций для успешного ведения бизнеса. Во-первых, необходимо умение находить подходящих людей с созидательными намерениями. Это развитые soft skills и подход, основанный на взаимоуважении. Во-вторых, способность генерировать идеи. С правильной командой нужно закидывать идеи, из которых смогут появиться перспективные проекты. В-третьих, привлечение финансов. Инвесторы смотрят на личный бренд человека, а не только на компанию, поэтому стоит активно работать над своим имиджем, проводить презентации и изучать успешные кейсы.

А какой у вас опыт в инвестициях?

Еще со школы мне нравилась экономика. У нас ее вела учительница географии, и ей это очень тяжело давалось. И в какой-то момент я начал вести уроки за нее. Потом, когда у меня появился первый компьютер, я купил игру про биржу. Оттуда я даже выучил специальные жесты, с помощью которых брокеры и маклеры до цифровизации показывали друг другу, сколько покупается и чего. 

Затем я проходил курсы по трейдингу, а когда оказался в институте в Ростове, пошел учиться в «Форекс». Это была основа, я быстро разобрался и уже начал учить техническому анализу людей, которые приходят в компанию. Потом я начал управлять. И заметил интересную вещь: когда я торговал сам, из-за эмоций не всегда было понятно, какое решение правильное. А когда я стал обучать, уже не было такой сильной эмоциональной вовлеченности, и те, кого я обучал, торговали лучше, чем я. Хотя я умею делать то же самое.

Потом я пришел на собеседование в «Тройку Диалог». Там сказали, что мне не хватает знаний о фондовом российском рынке, и пригласили на стажировку. Мне было 19 лет, юношеский максимализм, и меня это разозлило. В итоге я прошел этот конкурс, два-три месяца стажировался в компании. И получил это место. Там я научился фундаментальному анализу, узнал, как работают фондовые рынки, как зарабатываются деньги на биржах, что такое рынки капиталов, облигационные займы.

Получается, вы всю жизнь в финансовом секторе. Расскажите о вашем первом опыте в привлечении инвестиций для собственного проекта.

Когда я решил уйти в бизнес, то стал привлекать инвестиции уже для собственного проекта. Первые 100 тысяч долларов я привлек в 2010 году, когда мне было 24 года. Хотя проект в конечном итоге «не полетел» и я вернул деньги инвестору, он стал важным уроком для меня. Я усвоил несколько ключевых вещей: хорошо просчитанный бизнес-план не является гарантией успеха, важно слушать более опытных людей. Бизнес начинается с продаж, а не с факта наличия оборудования и сырья. И наконец, команда решает все — даже самый энергичный индивидуум не может справиться в одиночку.

С тех пор прошло более 15 лет. Я привлек более 1,5 млн долларов для своих бизнесов, но на более зрелых стадиях, так как начинал обычно на свои деньги и искал инвестиции для масштабирования.

Во что сейчас стоит инвестировать? 

Главный тезис, который поможет развиваться бизнесу: инвестируйте время, деньги и внимание в свою команду. Это даст максимальный ROI на дистанции. Великие компании сначала отвечают на вопрос «Кто?», а затем уже на вопрос «Что?» С правильно подобранной командой можно реализовать любые цели.

На самом деле любой инвестор инвестирует в людей. В мышление и ценности основателя — его восприятие реальности, принципы принятия решений. А бизнес — это одно из проявлений этого мышления. В бизнес-модель — что и кому продаем, как мы на этом зарабатываем. Инвестору важно понять механизм, как будут масштабироваться его деньги. Компании уже давно конкурируют бизнес-моделями, а не продуктами. Тем не менее инвестор в первую очередь будет обращать внимание на продукты, которые ему близки по ценностям, опыту и восприятию. Важна также репутация в сообществе. И лучше, чтобы она была хорошая. Если вас может порекомендовать потенциальному инвестору кто-то из общих знакомых, это создаст больше доверия. Ну и, конечно, метрики проекта, трекшен. Здесь важна динамика роста, инвесторы смотрят на экономические показатели: выручка, юнит экономика, прибыль, темпы роста показателей. 

Из чего состоит ваша работа как инвестиционного ментора?

Большинство предпринимателей, с которыми я взаимодействую, так или иначе приходят к необходимости привлечения инвестиций. Вместе мы разрабатываем стратегию: зачем нужны деньги, к каким результатам они должны привести. Затем формируем упаковку проекта, а я сопровождаю процесс, вплоть до совместных встреч с инвесторами.

Привлечение инвестиций — это не только расчеты и презентации, в первую очередь это работа с людьми. В какой-то момент я начал просматривать до сотни стартапов в месяц, оценивая их на предмет прямых инвестиций. Это существенно расширило мою насмотренность: я стал лучше разбираться как в бизнесе, так и в людях, замечая закономерности и выявляя ошибки, которых стоит избегать.

Иногда я честно говорю: в какой-то ситуации не знаю, как поступить. Но при этом точно понимаю, чего делать не нужно, потому что это уже доказало свою неэффективность. И это одна из ключевых задач ментора — не только показывать правильные шаги, но и предупреждать о том, что точно не сработает.

А научил ли вас чему-либо ваш опыт менторинга?

Менторинг помог мне открыть новые грани себя. Мне нравится делиться опытом и помогать предпринимателям достигать успеха, это приносит глубокое удовлетворение. Я чувствую огромную энергию, когда вижу, как меняется жизнь моих подопечных, и мне важен не только их бизнес, но и их уверенность в себе и счастье. Я осознал, что у меня получается помогать, благодаря 20-летнему опыту и высоким коммуникативным навыкам. Менторинг стал для меня не просто работой, а настоящим призванием, которое я с радостью развиваю.

Беседовала Елена Ижойкина.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.01.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП320774600024549
ИНН772011110500

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия