Advisory Board: как управлять бизнесом в условиях кризиса
Про эффективный способ снизить риски при принятии стратегических решений и добавить в бизнес недостающую экспертизу топ уровня

Предприниматель и эксперт в IT, цифровой трансформации и платформенных моделях. Основатель компаний TIQUM, Йорта и it_smiles. Спикер, автор продуктов и решений для масштабирования бизнеса
Совет директоров — это группа людей, которая управляет компанией и принимает ключевые решения. Они следят за стратегией, финансами и работой руководства, представляя интересы собственников. Простыми словами, это «мозг» компании, который направляет ее развитие и контролирует, чтобы все шло по плану.
По одногруппникам с обучения в МШУ Сколково знаю, что многие предприниматели считают организацию Совета директоров уделом крупных компаний, поэтому страдают и решают все вопросы самостоятельно. Особенно тяжело стало сейчас, когда глобальная турбулентность, ставки, санкции и повальная цифровизация увеличиваю цену ошибки. Задумался — и ты за бортом. Необходимо постоянно держать руку на пульсе и корректировать вектор развития компании?
Но как быть, если для полноценного СД ваш бизнес еще мал
Ответ в заголовке: собрать Advisory Board.
Advisory Board — это лайт-формат настоящего Совета директоров, но без юридических особенностей и полноценной ответственности членов, туда вы также приглашаете топовых экспертов, но не подчиняетесь им, а прислушиваетесь. По-русски это называется — Консультационный совет директоров, но термин не особо распространен, поэтому я буду использовать более привычный Advisory Board.
Advisory Board — стандартный инструмент для практически любой западной компании любого размера, особенно для стартапов. Но в России он не так популярен, может потому что и бизнес еще молод — всего 35 лет, против сотен лет на западе.
Кто входит в Advisory Board
Advisory Board (консультативный совет) и входящие в него независимые директора — это полноценный инструмент роста бизнеса. Его задача не просто «быть», а развивать компанию, находить узкие места, видеть риски и помогать владельцам принимать правильные решения.
Главная сложность при формировании Совета — найти нужных экспертов.
В Advisory Board вы приглашаете успешных предпринимателей или топовых экспертов в нише, которых вы не можете нанять в штат. Например в стартапе Йорта мы привлекли лучшего эксперта в мире ванных комнат с экспертизой в 25 лет и 100К подписчиков на ютубе. Могли бы мы его просто нанять в штат? Нет, но благодаря его участию в совете у нас есть доступ к самой топовой экспертизе и связям в рынке.
Чем отличается член Advisory Board от нанятого С-level топа
- Он независимый, поэтому не боится быть уволенным, задает неудобные вопросы, ставит под сомнения идеи собственника, думает как нужно компании, нет конфликта интересов сотрудника.
- Он эксперт, а значит может усилить команду в нужной теме (цифровизация, финансы, кадры), направлять и контролировать ее развитие, стать ментором.
- Он предприниматель, а значит видит дальше и шире, чем операционный менеджмент, и может помогать в стратегических вопросах.
- Он не консультант, поэтому заинтересован в успехе своего подключения, а не разовой выплате.
Моя практика и рекомендации
У меня уже есть успешный опыт участия в нескольких Advisory Board в качестве эксперта по цифровизации и созданию ит-платформ, одна из которых сегодня оценивается в 21,2 млрд.рублей на pre-IPO.
Важно, что для меня участие в совете это еще и реализация собственной миссии — делать жизнь миллиардов людей лучше с помощью цифровых проектов.
Сильный Board — это не про должности, а про ценность. Если участники AB не делают компанию сильнее, зачем они вообще нужны?
Я рекомендую каждому предпринимателю собрать свой Advisory board уже сегодня, это недорого, относительно потенциального эффект и, как минимум, стоит попробовать.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети