Какие профессии относятся к «помогающим»
Что означает термин «помогатор» и почему он не подходит каждому, кто занимается помогающей практикой

Эксперт, магистр психологии, бизнес-тренер, проф. коуч по классу ICM, проректор по учебной работе Института консалтинга и управления, автор учебных программ
Ежегодный оборот «помогающих профессий» мира составляет — около 800 трлн. в рублевом эквиваленте. Это открывает огромные шансы для всех заинтересованных участников.
Что такое «помогающие профессии»
В научном контексте они имеют обособленное название: «социономические» — это такой вид отношений, который предполагает взаимодействие в системе «человек-человек».
Социономические профессии отличает отсутствие единых и жестких требований к продукту труда. Зато предъявляются особые требования к объекту труда.
То есть, например, чтобы помочь человеку и сформировать у него новый навык, может применяться бесчисленное количество авторских вариаций образовательных методик, часто весьма оригинальных и даже вызывающих опасения. Но так или иначе все они должны приводить к конкретным умениям и компетенциям слушателя, только тогда методику можно считать рабочей.
Что лежит в основе помогающей практики
Класс «помогающих профессий» является неоднородным и может включать в себя разные типы смежных профессий, предъявляющие к носителю особые социопсихологические требования.
Они обязывают специалиста к необходимости появления «помогающих отношений». Как писал о них Карл Роджерс (автор клиент-центрированной психологии) — это такие отношения, в которых «…по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности».
Подобное становится возможным в условиях готовности слышать другого человека, для чего необходимы отношения, в которых превалируют такие качества как человечность, сочувствие, эмпатия, наблюдательность, коммуникативность, личная вовлеченность.
Без чего «помогающие профессии» невозможны
Помогаторство невозможно без позитивного восприятия мира и альтруизма, как способности и готовности работать с людьми и для людей с определенной толикой самоотверженности.
Таким образом, «помогатор», помимо высоких профессиональных качеств, должен обладать набором морально-нравственных качеств, определяющих его приверженность стороне добра. К ним можно отнести: гуманность, честность, великодушие, скромность, ответственность, милосердие, сопереживание и сострадание.
Именно эти качества позволят специалисту называть себя «социономом» или «помогатором». Многочисленная практика доказала, что чем больше человечности в человеке, тем востребованнее такой специалист.
Помогаторство и деньги
Наряду со стремлением «сделать мир светлее и чище», которое является одной из ведущих мотиваций специалиста, помогающие направления остаются в ранге профессий, а значит, предполагают материальную выгоду.
Но именно неосуществленные ожидания высокого заработка часто ломают концепцию идейного «помогаторства» и могут приводить к «выгоранию» специалиста.
Безудержная погоня за сверхдоходом убивает в специалисте дух помогаторства, лишает сил и, как точно подметила автор книги «Духовность в жизни человека» Марьясова Н. В., приводит к «самосгоранию».

Какое здесь может быть решение
Как сохранить и гонорар, и остаться человеком в лучшем понимании этого слова?
В условиях помогаторства морально-этические чувства специалиста, такие как профессиональный долг, высокий уровень эмпатии отлично формируются и поддерживаются. Развитое духовно-нравственное сознание помогатора обладает великолепным психотерапевтическим эффектом не только в адрес клиента, но и для самого специалиста.
Это происходит благодаря кодексам морально-нравственных правил, присущих каждому помогающему направлению. Чаще всего именно они стоят на страже недопустимых перекосов, отвечающих за деликатный баланс в системе: «гонорар — добродетель». Найти этот баланс — значит стать истинным «помогатором».
Но для этого требуется особый подход к культуре чувств, сопереживания и выполнения долга.
Варианты в системе отношений «клиент — помогатор»
Рассмотрим несколько моделей взаимодействия, от известного биоэтика и философа Роберта Витча:
- Патерналистская (от латинского pater — отец) характеризуется тем, что специалист-помогатор относится к своим клиентам как родители к своим детям. Закономерно, что в этой модели помогатор принимает бо́льшую часть ответственности на себя.
- Инженерная модель характеризуется выявлением и восстановлением функций, а также устранением «поломок», обнаруженных у клиента. Логично, что в этом случае межличностный аспект почти целиком игнорируется.
- Коллегиальная модель характеризуется полным взаимным доверием между помогатором и клиентом. Стремясь к общей цели, специалист становится другом клиенту.
- Контрактная модель, которая выглядит как юридически оформляемый договор с клиентом. Именно эта модель предполагает узаконенное уважение прав клиента, но здесь доминирует формальное отношение.
Самое оптимальное решение
Договорная модель, которая представляет собой сочетание качеств предыдущих вариантов. При этом она дополнена принципами взаимного согласия и доверия, где помогатор не может расторгнуть отношения в одностороннем порядке.
Такая модель менее формальна и более человекоцентрична, она подразумевает моральную чистоплотность как у помогатора, так и у клиента, предотвращая патернализм и технократию, подчеркивая совместное принятие решений, сохраняя баланс ценностей.
Именно пятая модель, активно поддерживаемая и реализуемая Федерацией помогающих профессий, наиболее эффективна во всех аспектах. Возможность ее реализации приводит к высоким гонорарам, позволяя оказывать помощь клиентам без «самосгорания», сохранять конкурентоспособную репутацию специалиста и оставаться в пространстве гуманизма, способствуя гармонизации отношений.
Источники изображений:
seeneco.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты


