Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

«Не все можно разглядеть за цифрами»: зачем нужна нефинансовая отчетность

Для инвестора устойчивость бизнеса определяется не тем, сколько заработала компания, а ее стратегическими целями и системным подходом в работе
«Не все можно разглядеть за цифрами»: зачем нужна нефинансовая отчетность
Источник изображения: Архив ГК «АБЗ-1»
Дмитрий Цуканов
Дмитрий Цуканов
Заместитель финансового директора группы компаний «АБЗ-1»

К.э.н. Более 15 лет работы в отрасли. Курирует привлечение финансирования на открытых рынках капитала, внедрение новых инструментов финансирования, финансовое структурирование проектов ГЧП

Подробнее про эксперта

В основе любого инвестиционного решения лежит доверие. Уверенность в том, что компания добьется успеха, в конечном счете определяет готовность вкладывать в нее средства. Именно нефинансовая отчетность позволяет обрести эту уверенность.

Как вызвать у инвесторов желание покупать ценные бумаги компании и как в этом помогает публикация нефинансовой отчетности, а также на что обращать внимание при ее формировании, рассказывает Дмитрий Цуканов, к.э.н., заместитель финансового директора группы компаний «АБЗ-1».

Что такое нефинансовая отчетность и почему она важна?

Нефинансовая отчетность важна для компаний и в целом для бизнеса, потому что не все можно разглядеть за цифрами. В ней представлены стратегические цели, задачи и инициативы компании, ее подход к ведению бизнеса, ESG-стратегия и взаимосвязь со всеми заинтересованными сторонами. Поэтому важность нефинансовой отчетности для компаний, которые стремятся к публичности, трудно переоценить. Это необходимое условие для успешного взаимодействия с существующими и потенциальными инвесторами.

Всем ли компаниям нужно публиковать нефинансовую отчетность?

Все зависит от целей и масштаба компании, ее задач по работе на публичном рынке привлечения капитала. Некоторые организации не стремятся к максимальному охвату аудитории или не испытывают потребность в привлечении широкого круга инвесторов на том или ином этапе развития. Компаниям, которые хотят получить известность на федеральном или региональном уровне, повысить инвестиционную привлекательность своего бизнеса, такая отчетность необходима. Для других она может оказаться избыточной, особенно если уже выстроено эффективное взаимодействие с их кругом потребителей информации.

«Не все можно разглядеть за цифрами»: зачем нужна нефинансовая отчетность

Что такое интегрированная отчетность?

Для начала определим: финансовая отчетность нацелена на то, чтобы инвестор получил достоверные данные о финансовом состоянии компании, на основе которых он может строить прогнозы. Нефинансовая — отражает стратегические цели и операционные задачи, содержит данные о персонале и работе с ним, устойчивом развитии и так далее.  

Интегрированная отчетность объединяет оба типа данных, что позволяет комплексно раскрыть информацию по сегментам бизнеса, показать рыночную позицию компании и достигнутые результаты. Все это оформляется в удобную инфографику, облегчающую восприятие.

Подготовка интегрированной отчетности помогает скоординировать внутренние процессы компании, систематизировать накопленные знания и обеспечить их сохранность. Топ-менеджмент получает возможность интерпретировать эти данные, анализировать статистику за предыдущие периоды и, как следствие, более эффективно управлять компанией.

Какими документами регламентируется нефинансовая отчетность?

Требования к нефинансовой отчетности устанавливаются рекомендациями от государственных и негосударственных институтов. Так, в России нормативные рекомендации в отношении отчета об устойчивом развитии представлены в соответствующем приказе Минэкономразвития. Международная система предлагает использовать стандарты в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI — Global Report Initiative).

Сейчас в нашей стране формируется здоровая конкуренция среди эмитентов и запрос на качественную проработку такой отчетности благодаря усилиям ряда профессиональных организаций, которые проводят профильные конкурсы. Однако впереди большая работа по формированию требований к нефинансовой отчетности, которая бы отвечала национальным интересам и учитывала специфику отечественного бизнеса.  

«Не все можно разглядеть за цифрами»: зачем нужна нефинансовая отчетность

Как организации определять значимые показатели для включения в свою нефинансовую отчетность?

В некотором смысле состав и структура отчетности уже задана регуляторными требованиями. Далее компания должна ориентироваться на собственные приоритеты — какую информацию она хочет донести до клиентов, инвесторов, пользователей. Например, если важно раскрыть научный потенциал, можно усилить этот блок. Если хочется сделать акцент на устойчивом развитии, необходимо особое внимание уделить этому разделу. Ограничений здесь нет, однако приоритизация должна быть четко согласована со стратегией компании.

Какие методы используются для сбора данных и их верификации?

Как правило, используются внутренние источники: экспертная оценка, статистика по персоналу, операционные показатели. Среди внешних — опросы, если требуется оценить, например, взаимодействие с сообществами, СМИ или инвесторами. Такая обратная связь часто входит в отчетность. Во многих компаниях создаются отдельные ESG-департаменты, которые аккумулируют данные за многие годы и отслеживают динамику показателей.

Поскольку подготовка нефинансовой отчетности — это инициатива самой компании, верификация данных извне затруднена, так что она входит в зону ответственности сотрудников, готовящих отчет.

Какие преимущества получает компания, внедряя систему нефинансовой отчетности?

Если говорить о внешних эффектах, то в первую очередь это рост лояльности инвесторов и пользователей информации, укрепление их уверенности в том, что компания работает открыто и стремится к максимальной прозрачности.

Второе важное преимущество — внутреннее. Это интеграция специалистов из разных служб в процессе подготовки отчета. В итоге менеджмент получает более целостное понимание того, что происходит в компании. Особенно это актуально для групп компаний, где бизнесов много: сведение знаний в единую систему, которая ложится в основу отчета, позволяет топ-менеджменту видеть картину целиком.

«Не все можно разглядеть за цифрами»: зачем нужна нефинансовая отчетность

Что побудило «АБЗ-1» опубликовать первый нефинансовый отчет?

Мы хотели подчеркнуть стремление к большей открытости перед внешней аудиторией. Цель «АБЗ-1» заключается в том, чтобы компанию воспринимали как уверенного игрока рынка, ориентированного на развитие и устойчивый рост. Мы стремимся показать свои компетенции, планы и хотим делиться этим не только с внешней аудиторией, но и с внутренней. Это укрепляет доверие всех пользователей информации и, что особенно важно, соответствует нашим планам по дальнейшей работе на рынке открытого капитала: мы видим большой потенциал в выходе на рынок акций. Поэтому отчет стал для нас планомерным шагом в этом направлении.

Отчет за 2024 год — второй по счету у «АБЗ-1». Что изменилось в подходе по сравнению с первым, дебютным отчетом?

По сравнению с первым отчетом мы усилили блок, посвященный ESG, и более полно раскрыли наши операционные показатели и достижения за 2024 год. Особое внимание уделили дизайну: это не просто элемент оформления, но и способ донести ключевую идею. На обложке вы видите циркуль — он символизирует расширение радиуса нашего бизнеса, и трамвай — мы хотели подчеркнуть, что реализуем один из крупнейших инфраструктурных проектов — трамвайную линию «Славянка». Для нас это веха, и она нашла отражение на обложке.

«Не все можно разглядеть за цифрами»: зачем нужна нефинансовая отчетность

С какими трудностями вы столкнулись при подготовке отчета и как их преодолели?

Срок подготовки отчета достаточно сжатый для такой большой группы компаний, как «АБЗ-1», поэтому главная сложность заключалась в сборе и структурировании информации, интеграции работы специалистов многих подразделений разных бизнес-единиц. Преодолеть эти трудности нам помогла высокая заинтересованность и мотивация сотрудников департаментов, вовлеченных в процесс. На будущее мы ставим перед собой задачи по регламентации процесса сбора, хранения и учета информации, а также четкому распределению зон ответственности между сотрудниками.

Как отреагировали на отчет ключевые стейкхолдеры? Получили ли вы осязаемые бизнес-преимущества?

Прямые бизнес-преимущества сложно измерить, однако в неофициальных беседах с банками и рейтинговыми агентствами мы слышим, что наши отчеты соответствуют уровню лучших практик публичных эмитентов. Мы видим, что позиция «АБЗ-1» на открытом рынке капитала укрепляется. Для банков, аналитические департаменты которых могут использовать нефинансовую отчетность для оценки сотрудничества с «АБЗ-1», компания выглядит как партнер с прозрачной и устойчивой бизнес-моделью. С годовым отчетом «АБЗ-1» за 2024 год можно ознакомиться по ссылке.

Источники изображений:

Архив ГК «АБЗ-1»

Интересное:

Все новости:

Достижения

Лидер инновационного направленияСобственные разработки для развития отрасли, обладатель многочисленных отраслевых наград
Крупнейший производительПроизводство до 1,7 млн тонн асфальтобетонной смеси в год
Новаторы в инвестицияхПервая компания отрасли, вышедшая на рынок облигаций и цифровых финансовых активов

Контакты

Адрес195009, Россия, г. Санкт-Петербург, Свердловская наб., 4, лит. Б
Телефон+78123477755
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия