РБК Компании
Главная SIGMA 23 мая 2025

Драйверы и сдерживающие факторы развития логистики в РФ

Что позволит развиваться транспортно-логистической отрасли и простимулирует логистические компании на развитие иных направлений и составление новых маршрутов
Драйверы и сдерживающие факторы развития логистики в РФ
Источник изображения: сгенерировано нейросетью chat.qwen
Татьяна Патужная
Татьяна Патужная
Сооснователь и генеральный директор логистической компании SIGMA

Сооснователь логистической компании SIGMA

Подробнее про эксперта

Заказ клиента всегда в тренде, даже если это доставка какого-то редкого товара на необычном транспорте. В настоящее время даже рассматривается проект доставки небольшого объема и веса груза в труднопроходимые места дирижаблем. С первого взгляда это нелогично и дорого, но кто знает, как изменится ситуация. Возможно, то, что сегодня кажется странным и непривычным, завтра будет обыденным способом доставки. 

Многое в отрасли зависит от того, насколько она сумела приспособиться к экономической и политической турбулентности. Любая уважающая себя и свою репутацию компания должна адаптироваться под все изменения так, чтоб ее Заказчик ни на минуту не задумывался о том, что у на пути его груза во время перевозки возникли какие-то сложности. Проблемы такого плана обычно возникают у транспортных отделов заводов-производителей: нет связи с Европой, нет возможности платить поставщикам, не выделяют вагоны под погрузку. А вот если заводы обращаются к логистическим компаниям или отдают свою логистику на аутсорсинг, в большинстве случаев они даже не задумываются о том, что есть какие-то препоны.

Среди драйверов развития можно назвать и переориентацию внешнеэкономических потоков на южные и восточные направления. Растет товарооборот с Китаем, Индией, Монголией, Казахстаном. В сегменте международных контейнерных перевозок один их главных драйверов — это обновление инфраструктуры на погранпереходах с Китаем для обеспечения бесперебойного прохода вагонов с грузами.

Еще один драйвер развития — это автоматизация и цифровизация процессов. Внедрение прогрессивных технологий электронного документооборота, управления складами оптимизирует логистику, повышает эффективность работы и снижает операционные расходы. По итогам прошлого года, на цифровизацию отрасли из разных источников было направлено около 24 млрд рублей. 

Драйверы и сдерживающие факторы развития логистики в РФ

Сдерживающие факторы развития отрасли, текущие трудности и пути их решения

Конечно, как и в любой другой отрасли, в логистике существуют сдерживающие факторы. Но для каждой компании они свои. Например, компании, которые до известных нам событий занимались организацией доставки груза из Европы автотранспортом, в настоящий момент не слишком радуются закрытию границ. Но для других компаний, чья основная деятельность — доставка груза в Россию через третьи страны морским путем — это даже на руку. 

К важным сдерживающим факторам, безусловно, относится монополия владельца сети железных дорог. Есть сразу несколько моментов, в которых эта компания причиняет логистам серьезные неудобства. Результат — задержка грузов, дополнительные финансовые расходы и так далее. Бороться с монополистом очень сложно, но логистические компании пытаются решить проблему доступными им способами. 

Еще одна острая проблема отрасли — дефицит квалифицированных кадров. Даже те вузы, в которых есть специальность «логистика», не дают выпускникам необходимой в работе базы знаний. Некоторые из выпускников при наличии диплома не знают, как работать с транспортными документами и не разбираются в нормативной базе. Помочь в этом могли бы логисты-профессионалы, взяв на себя роль консультантов для вузов. Например, можно организовать в вузах практические курсы на базе конкретной компании и привлекать лучших студентов. 

Сложности вызывает и несогласованность некоторых законодательных актов. Государство пытается помочь, но, к сожалению, помощь не всегда оказывается продуманной и не учитывает специфики работы отрасли. В качестве примера можно привести недавнее постановление, упрощающее таможенные процедуры при мультимодальных перевозках. Оно затронуло только контейнерные перевозки, для которых прохождение таможни и ранее не было связано с особыми трудностями. А вот тех грузов, для которых такой акт мог бы быть полезен, он не коснулся.

Прогнозы

Строить прогнозы вообще и в логистике в частности в современном мире задача неблагодарная. До 2019 года никто не мог предположить, что мир столкнется с пандемией, а до 2022 года — с масштабными геополитическими изменениями. Но в целом, отрасль адаптировалась к новой реальности и неплохо работает в условиях санкционного давления.

Если все же говорить о прогнозе на будущее, то на самом деле не слишком важно ближайшее оно или далекое. Транспортно-логистическая отрасль в любом случае будет продолжать работать в интересах своих Заказчиков, разрабатывать новые или вспоминать хорошо забытые старые маршруты перевозки груза. Главное — это минимальная стоимость и сроки.

Источники изображений:

сгенерировано нейросетью chat.qwen.ai

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия