Плагиат или оригинальность: как найти баланс в использовании чужих идей
Изучение творчества других авторов может помочь в создании уникальной работы, но нужно знать, где заканчивается вдохновение и начинается плагиат

Стояла у истоков создания компании «Антипиратские технологии». Отвечает за разработку и реализацию стратегии развития. Участвует в создании и внедрении инновационных LegalTech-решений.
Хороший тон, когда дизайнер, собрав пул референсов, определяет с заказчиком направление разработки, к примеру, логотипа. Но всегда ли финальная работа может претендовать на оригинальность. И где та грань, которая отличает ее от плагиата.
Референсы служат источником вдохновения. Они помогают автору сформировать идею, создать уникальный, востребованный контент.
Плагиат vs Источник вдохновения
Плагиат
Копирование: прямое копирование чужой работы или ее значительной части без разрешения автора.
Переработка: изменение цвета, добавление или удаление элементов, но при этом сохраняется основная структура и идея оригинала.
Нарушение авторских прав: использование чужого произведения без разрешения правообладателя.
Источник вдохновения
Вдохновение: использование идеи, стиля или концепции работы другого автора для создания чего-то нового, оригинального.
Оригинальность: создание с нуля, используя собственные навыки и творческое видение.
Законность: вдохновение не нарушает авторские права, так как новое произведение не копирует и не изменяет оригинал.
Юридическая оценка схожести изображений
Визуальная оценка: схожесть изображений, в случае судебного разбирательства, определяется анализом визуальных характеристик, а в наиболее сложных случаях — проведением специализированной экспертизы, сравнением с помощью программного обеспечения. Решение о плагиате судами принимается на основании того, имело ли место прямое копирование или изменение.
Закон и практика
Наша компания неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда возникали судебные споры из-за изменения чужих фотографий. В большинстве случаев суды признают, что такие действия противоречат «творческому замыслу автора».
Согласно российскому законодательству, только автор или другой правообладатель, которому были переданы соответствующие права, могут вносить изменения в произведения. Копирование чужих работ является плагиатом.
За нарушения предусмотрены штрафы, требования компенсации, возмещение убытков, а также удаление спорного произведения со всех ресурсов. Таких дел становится все больше, а истцы все весомее. Судятся не только за товарные знаки на контрафактной продукции, но и за изображения на вывесках, детской одежде, коробках с игрушками.
А, недавно появилась новая судебная практика — история со штрафом в 300 тысяч рублей за ролик (рилс) создала прецедент. Она продемонстрировала позицию судов — копировать чужой сценарий запрещено.
На что следует обратить внимание при создании контента с использованием референса
Нарушение авторских прав — это копирование чужого произведения без указания источника и разрешения правообладателя.
Недобросовестное использование — это изменение формы, цветокоррекция и прочие визуальные изменения.
Отсутствие доказательств обратного — если нарушитель не оспаривает авторство, это может быть принято судом, как доказательство авторства правообладателя.
Использование псевдонима — если автор использует псевдоним, убедитесь, что не оставляет сомнений в его личности.
Контент, который претендует на неоригинальность или плагиат, создает риск нарушения авторских прав, а также препятствует развитию бренда. Если речь о логотипе, то эту работу невозможно зарегистрировать в качестве товарного знака. Кроме того, она может вводить в заблуждение потребителей, что привлечет внимание надзорных структур.
Единственно правильное решение в мире цифрового многообразия — создавать свое. Это позволит сделать оригинальный контент активом и получать дополнительный доход.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети