Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как участвовать в ГЧП-проекте: меры господдержки и управление рисками

Во второй части статьи рассмотрим меры господдержки для ГЧП-проектов, механизмы управления рисками, а также сроки запуска проекта
Как участвовать в ГЧП-проекте: меры господдержки и управление рисками
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Midjourney»
Артем Свистунов
Артем Свистунов
Старший юрист

специализируется в области недвижимости и строительства, имеет большой опыт консультирования по различным строительным, в том числе крупным инфраструктурным проектам. Является специалистом в сфере ГЧП

Подробнее про эксперта

Государство предлагает широкий арсенал инструментов для снижения рисков и повышения финансовой устойчивости проекта. Их можно разделить на три ключевые группы.

Прямое финансовое участие

Это прямые денежные вливания со стороны государства для поддержки экономики проекта.

Капитальный грант — безвозмездная государственная субсидия, которая покрывает часть капитальных затрат. Ее главная цель — снизить долговую нагрузку на инвестора и сделать проект привлекательнее для банков.

Важно знать правила использования капгранта:

  1. Строго целевое назначение. Грант направляется исключительно на создание и (или) реконструкцию объекта. Эти средства нельзя использовать для покрытия операционных расходов или для финансирования других проектов.
  2. Обоснованный размер. Сумма гранта привязана к сметной стоимости строительства, которая должна пройти обязательную государственную процедуру проверки ее достоверности. Это гарантирует, что государство финансирует только экономически обоснованные затраты.
  3. Контроль через казначейство. Поскольку это целевые бюджетные средства, их расходование происходит под строгим контролем, чтобы исключить риски нецелевого использования. Для этого применяется механизм казначейского сопровождения. Это означает, что деньги поступят не на обычный расчетный счет, а на специальный лицевой счет в Федеральном казначействе. Каждый платеж с этого счета будет проходить проверку на соответствие целям, указанным в соглашении и смете. Для инвестора это требование означает необходимость ведения безупречной финансовой документации.
  4. Ограниченный размер. Размер капитального гранта не может превышать 80% размера затрат на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения.
  5. Плата публичного партнера/плата концедента. Регулярные платежи инвестору на этапе эксплуатации, которые обеспечивают возвратность инвестиций и покрытие операционных затрат. 
  6. Минимальный гарантированный доход (МГД). Это механизм поддержки, по которому государство компенсирует инвестору недополученную выручку, если фактический доход от пользователей оказывается ниже прогнозируемого минимума. МГД — ключевой инструмент для банков в проектах с рыночным риском, так как он защищает денежный поток, предназначенный для обслуживания кредита. Это стабилизатор на старте, а не вечная поддержка.

Нюансы:

  • МГД не заменяет маркетинг. Инструмент не предназначен для компенсации фундаментальных просчетов в бизнес-модели или плохого анализа рынка. Его цель — поддержать проект на начальном этапе эксплуатации (период «ramp-up»), когда он только набирает обороты и пользовательский трафик еще не достиг проектных значений.
  • Признак успеха — отказ от МГД. В правильно структурированном проекте МГД является временной мерой. Как только доходы проекта от пользователей превышают гарантированный минимум, выплаты со стороны государства прекращаются. Это является маркером финансовой состоятельности и успешности самого проекта.
  • Пример из практики. Центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Выплаты по МГД для этого проекта прекратились в 2021 году, примерно через 5 лет после ввода в эксплуатацию, поскольку трафик и доходы от него превысили гарантированный уровень.

Механизмы привлечения финансирования

Это инструменты, которые не предоставляют прямых денег, но делают банковское и рыночное финансирование более доступным и дешевым. Они особенно актуальны в условиях высокой ключевой ставки и дорогих «длинных» денег. Грамотное использование этих механизмов — ключ к снижению стоимости капитала и повышению устойчивости проекта.

Прямое соглашение с кредиторами. Это трехсторонний договор между государством (концедентом/публичным партнером), инвестором и банком, который является стандартом для крупных ГЧП-проектов. Его основная цель — защитить интересы кредитора, что делает проект более «банкопригодным». Прямое соглашение дает банку дополнительные права и гарантии, например, право на замену инвестора в случае его дефолта или иных нарушений по проекту, а также определяет порядок выплат в случае досрочного расторжения основного соглашения. Для инвестора это означает более выгодные условия по кредиту, так как риски для банка существенно снижаются.

Инфраструктурные облигации и Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ. Это специализированные инструменты для доступа к «длинным» и более дешевым деньгам, предназначенные для особо крупных и капиталоемких проектов.

Региональные меры поддержки: ТОР и «Дальневосточная концессия». Для проектов, реализуемых в стратегически важных регионах, таких как Дальний Восток и Арктика, действуют особые преференциальные режимы.

  • Территории опережающего развития (ТОР). Это особые экономические зоны с льготными условиями для инвесторов. Координатором выступает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Резиденты ТОР получают существенные преференции:

Налоговые льготы: сниженные или нулевые ставки по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу.

Льготные страховые взносы: сниженные тарифы страховых взносов для новых рабочих мест.

Режим свободной таможенной зоны: позволяет ввозить иностранное оборудование и компоненты без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Упрощенный административный режим: включает предоставление земельных участков в льготную аренду и режим «одного окна» для взаимодействия с госорганами.

Такие условия, например, предусмотрены для развития туристических кластеров в Приморском крае.

  • «Дальневосточная и Арктическая концессия». Целевая программа поддержки, курируемая Минвостокразвития России и КРДВ. В рамках этой программы проекты, реализуемые в формате как КС (Закон 115-ФЗ), так и СГЧП (Закон 224-ФЗ), могут претендовать на федеральное софинансирование. Государство предоставляет субсидии (капитальные гранты) на возмещение части затрат инвестора на создание или реконструкцию объекта, что напрямую снижает объем необходимого заемного финансирования и делает проект более устойчивым.

Правовые гарантии

Защитные механизмы, закрепленные в законодательстве и соглашении, которые страхуют инвестора от внешних рисков:

  • «Дедушкина оговорка» защита инвестора от негативного изменения налогового и регуляторного законодательства на весь срок окупаемости проекта. Если вводятся новые налоги или ужесточаются требования, государство обязано компенсировать инвестору возникшие потери.
  • Предоставление земли без торгов — земельный участок под строительство объекта предоставляется инвестору в аренду без конкурса на срок действия соглашения.

Управление рисками: особые обстоятельства как ключевой инструмент защиты инвестора

В долгосрочных инфраструктурных проектах, рассчитанных на десятилетия, невозможно предусмотреть все. Именно поэтому ключевым отличием соглашения о ГЧП от обычного коммерческого договора является механизм особых обстоятельств — главный правовой инструмент, который защищает инвестора и проект от непредвиденных шоков. Для банков и долгосрочных инвесторов наличие грамотно проработанного раздела об особых обстоятельствах является критически важным условием для одобрения финансирования. Что это такое?

Особое обстоятельство — это не просто форс-мажор. Это заранее согласованный и закрытый перечень событий, которые отвечают трем ключевым критериям:

  1. Они находятся вне разумного контроля инвестора.
  2. Они препятствуют надлежащему исполнению обязательств по проекту.
  3. Они напрямую влекут для инвестора дополнительные расходы или недополученные доходы.

Механизм позволяет трансформировать непредсказуемый риск в управляемую и заранее согласованную процедуру.

Перечень особых обстоятельств формируется под каждый проект индивидуально. На практике их можно разделить на несколько групп.

Действия публичной стороны

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств со стороны государства. Классические примеры:

  • нарушение сроков предоставления земельного участка;
  • несвоевременная выплата капитального гранта или платы концедента;
  • нарушение сроков согласования проектной документации или инвестиционных программ.

Регуляторные и законодательные изменения

Это один из самых серьезных рисков в долгосрочных проектах:

  • изменение законодательства, которое ведет к удорожанию проекта или ухудшает положение инвестора (например, введение новых экологических требований, технических регламентов);
  • изменение налогового законодательства, которое увеличивает налоговую нагрузку на проект;
  • решения органов власти, которые напрямую влияют на проект (например, изменение схемы территориального планирования).

Рыночные и экономические риски:

  • Недостижение целевых показателей. Так, недостижение планового пассажиропотока является особым обстоятельством, которое запускает механизм компенсации недополученных доходов.
  • Рост ключевой ставки. Если это прямо предусмотрено соглашением, значительное повышение ставки ЦБ, ведущее к удорожанию заемного финансирования, может быть признано особым обстоятельством.
  • Рост цен на ключевые материалы. В концессионном соглашении на строительство ВСМ «Москва — Санкт-Петербург» предусмотрено, что рост цен на материалы, увеличивающий стоимость строительства более чем на 10%, может стать основанием для пересмотра условий.

Технические и физические риски

  • непредвиденные условия на площадке: обнаружение археологических объектов, опасных веществ или неблагоприятных геологических условий, которые не могли быть выявлены на стадии изысканий;
  • необходимость проведения дополнительных, непредвиденных работ, не учтенных в исходной проектной документации.

Как механизм особых обстоятельств работает на практике? При наступлении одного из событий, прописанных в соглашении как «особое», запускается четкая процедура, которая обычно включает следующие шаги:

  1. Уведомление. Инвестор, столкнувшийся с особым обстоятельством, в установленный срок уведомляет об этом публичную сторону.
  2. Расчет и обоснование. Инвестор предоставляет расчет понесенных или ожидаемых дополнительных расходов и/или недополученных доходов с подтверждающими документами.
  3. Переговоры. Стороны проводят переговоры для согласования размера компенсации и/или изменения условий соглашения (например, продления сроков).
  4. Заключение дополнительного соглашения. Согласованные изменения фиксируются в дополнительном соглашении, которое становится неотъемлемой частью основного договора.

Каковы последствия? В зависимости от характера особого обстоятельства, последствия могут быть следующими:

  • денежная компенсация возмещение инвестору дополнительных расходов и/или недополученных доходов;
  • продление сроков увеличение сроков проектирования, строительства или общего срока действия соглашения;
  • освобождение от ответственности — инвестор освобождается от штрафов и пеней за нарушение обязательств, если оно было вызвано особым обстоятельством;
  • изменение соглашения в критических случаях, когда дальнейшая реализация проекта на прежних условиях невозможна, стороны могут изменить его существенные условия;
  • расторжение соглашения — если последствия особого обстоятельства неустранимы, оно может стать основанием для досрочного расторжения договора по решению суда.

Сроки для инвестора: сколько времени занимает запуск проекта

Один из самых важных вопросов для инвестора — сколько времени пройдет с момента зарождения идеи до подписания соглашения. Единого ответа не существует, так как сроки напрямую зависят от пути входа в проект. В среднем этот процесс может занимать от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

Путь 1: Частная инициатива (ЧКИ) — от 6 до 18+ месяцев

Это длинный, но контролируемый для инвестора путь. Основное время уходит на этап, который предшествует официальной подаче предложения.

Этапы:

Предпроектная подготовка (от 6 до 12+ месяцев): это наиболее ресурсоемкий этап, он включает в себя комплексную проработку:

  • разработку концепции и технико-экономического обоснования.
  • создание финансовой модели и проведение переговоров с банками.
  • юридическое структурирование проекта и подготовку проекта соглашения.
  • проведение предварительных переговоров с публичной стороной для «сверки часов».

Официальная процедура (от 3 до 6 месяцев):

  • рассмотрение предложения (до 30 дней) — после подачи вашей инициативы уполномоченный орган рассматривает ее на предмет соответствия требованиям;
  • прием заявок от конкурентов (45 дней) — предложение опубликовано на torgi.gov.ru, и другие компании могут заявить о своем интересе;
  • принятие решения и подписание — если конкурентов не нашлось, происходит финальное согласование и подписание соглашения.

Путь 2: Участие в публичном конкурсе — от 2 до 4 месяцев

Здесь инвестор вступает в игру на более поздней стадии, поэтому его временные затраты на подготовку значительно меньше, но и пространства для маневра почти нет:

  • срок подачи заявки (обычно 30-60 дней) — период устанавливается в конкурсной документации, за это время инвестор должен проанализировать условия, оценить проект и подготовить собственное конкурсное предложение;
  • процедура конкурса (1-2 месяца) вскрытие конвертов, оценка заявок, определение победителя.

Сроки полностью зависят от условий, установленных публичной стороной.

Путь 3: Заключение без конкурса по решению государства — от 12 до 24+ месяцев

Этот путь может быть самым долгим, так как он, как правило, применяется в отношении самых сложных и капиталоемких проектов. Здесь также присутствует этап предпроектной подготовки и этап официального согласования проекта распоряжения Правительства РФ с последующим подписанием соглашения. Сроки по каждому этапу варьируются и зависят от технической сложности проекта, количестве вовлеченных сторон, финансовой модели и способах финансирования.

Выбор инвестора: Путь частной инициативы достаточно долгий, но он дает максимальный контроль над проектом. Участие в конкурсе — быстрее, но вы играете по чужим правилам. А заключение без конкурса — это эксклюзивный трек для стратегических мегапроектов.

Важно также помнить, что подписание соглашения — это не конец. Следующий этап — финансовое закрытие сделки, то есть реальное привлечение банковского финансирования, которое, по практике, может занять от 6 до 12 месяцев.

Ключевые выводы для инвестора

Механизмы государственно-частного партнерства предоставляют широкие возможности для частного инвестора, при этом важно учитывать следующие моменты:

  1. Действуйте по алгоритму. Начните с анализа статуса своей компании и правового режима объекта — это сразу отсечет неверные пути.
  2. Мыслите комплексно. Успех проекта — это синергия качественной технической, юридической и финансовой проработки.
  3. Используйте частную инициативу. Это работающий механизм, дающий подготовленному инвестору реальный шанс запустить проект на своих условиях.
  4. Сделайте «особые обстоятельства» своим союзником. Детальная проработка этого раздела в соглашении — лучшая защита от будущих рисков.
  5. Рынок ГЧП — это долгосрочная возможность. Государство подтвердило свою заинтересованность в развитии этих механизмов, что открывает доступ к масштабным проектам.

Источники изображений:

Midjourney

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
125196, Россия, г. Москва, ул. Лесная, д. 9, БЦ "Белые Сады", 10 этаж
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия