Техническое SEO: ключевые аспекты и способы проверки сайта
Василий Асеев подготовил чек-лист, который поможет выявить и устранить ошибки на сайте

В интернет маркетинге с 2012 года. Вместе с командой Soldi Marketing помогает компаниям продвигать свои услуги и превращать потенциальных клиентов в реальных.
Игнорирование технического SEO — фатальная ошибка поискового продвижения сайтов. От того, насколько правильно настроен продвигаемый ресурс, напрямую зависит успех его ранжирования Google, Яндексом и другими системами. Поэтому еще до размещения оптимизированного контента необходимо провести комплексную техническую подготовку. Подробный чек-лист по ее выполнению вы найдете в статье.

Что такое техническая SEO оптимизация
Техническая оптимизация — это настройка сайта на уровне его технических параметров: скорость загрузки, адаптивность для мобильных устройств, структура и т.д. Такое SEO предшествует контентной оптимизации и проводится для того, чтобы:
- Ускорить загрузку страниц и улучшить поведенческие факторы, ранжирования;
- Обеспечить корректную индексацию страниц поисковыми системами;
- Исправить и устранить критически значимые ошибки (проблемы с адаптивной версией, битые ссылки, дубли контента);
- Повысить безопасность веб-ресурса для пользователей.
Поисковым системам важно предоставлять в выдаче ресурсы, которые стабильно работают, действительно решают вопрос пользователя и не представляют для него какой-либо опасности. Поэтому ведущие позиции всегда занимают корректно настроенные и безопасные страницы. Чем эффективнее и грамотнее выполнена техническая оптимизация сайта, тем лучше он будет ранжироваться поисковыми системами и тем больший трафик сможет привлечь.
Кроме того, техническая оптимизация улучшает пользовательский опыт. Быстро загружающийся ресурс, который корректно отображает нужную для пользователя информацию, вызывает у него большее доверие и стимулирует его на совершение покупки, оформление заказа.
Чек-лист технического SEO
Техническое SEO всегда выполняется комплексно. При ранжировании страниц поисковики учитывают тысячи характеристик конкретного ресурса: от XML-карты до «хлебных крошек». Поэтому при подготовке к поисковому продвижению важно проработать все основные технические факторы. В первую очередь нужно уделить внимание нескольким техническим характеристикам.
Robot.txt
Robot.txt — главный по ранжированию сайта. Этот текстовый файл находится в программном корне ресурса и сообщает поисковой системе, какие страницы ей нужно сканировать для формирования выдачи. Robot.txt нужен для того, чтобы:
- Ограничить доступ поисковиков к определенным страницам (например, чтобы Google не индексировал корзину или административную панель);
- Исключить индексацию дублей (например, товарных фильтров);
- Ускорить индексацию ресурса (за счет указания пути к индексируемым страницам через sitemap.xml).
Настраивать robot.txt — обязательно. Как минимум для того, чтобы обозначить индексируемые веб-страницы. Как максимум, чтобы сократить затраты краулингового бюджета.
Человекопонятный URL
По URL-адресу алгоритмы поисковиков в том числе распознают содержимое страницы. Поэтому адреса должны быть максимально читабельными и понятными. По возможности в них нужно прописывать ключевые слова. Например, URL site.ru /tekhnicheskoye-seo окажется намного эффективнее адреса site.ru /statya1.

XML-карта ресурса
Поисковые системы индексируют сайт на основании его XML-карты. Она отображает информацию о всех страницах конкретного ресурса и помогает поисковикам быстро найти и проиндексировать нужную из них.
Интересно: При сканировании поисковая система первоочередно посещает robots.txt, а затем — sitemap.xml (XML-карту).
Создание и настройка XML-карты носят рекомендательный характер. Даже без такого файла поисковик сможет проиндексировать ресурс. Но эффективность такой индексации без sitemap.xml существенно снизится. Особенно это касается сервисов со сложной структурой и множественными подкатегориями.
Микроразметка
При ранжировании веб-ресурсов поисковые системы используют микроразметку — это специальная программная разметка, которая позволяет алгоритмам корректно понять содержимое конкретной платформы. Микроразметка не только влияет на качество ранжирования, но и позволяет сайту попасть в специальные блоки поисковика. Например, в «Карусель товаров» в Google.
Метатеги
Метатеги выступают базовым HTML-элементом, который отображает основную информацию о конкретной странице для поисковой системы. Именно по ним Google и Яндекс определяют, насколько релевантным окажется данный ресурс для запроса пользователя. Ключевыми метатегами являются:
- Title (до 60 символов). Выступает заголовком страницы. Отражает ее основной посыл, рекламный оффер.
- Description (до 160 символов). Дает краткое описание той информации, которая подробно раскрывается на странице. Влияет на кликабельность.
- Robots. Программный метатег, который позволяет задать требования по индексации. Например «noindex» запрещает индексацию текста конкретного ресурса. А «noimageindex» ставит ограничение на индексацию изображений.
Метатеги должны быть обязательно прописаны (при их отсутствии поисковик будет заменять Title или Description на рандомный фрагмент текста со страницы). Для лучшего ранжирования в них указываются ключевые слова.
Теги заголовков «H»
Title или Description открываются непосредственно в поисковой выдаче. Но после перехода на страницу они перестают быть доступными для пользователей, алгоритмов. Чтобы и у посетителей, и у Google или Яндекса была возможность понять суть содержимого, важно использовать теги заголовков:
- H1 — заголовок первого уровня. Отображается в верхней части сайта. Отражает основной посыл текста, оффер рекламной статьи.
- H2, H3, H4… — заголовки второго, третьего и другого уровней. Раскрывают суть текста, структурируют его.
Теги заголовков нужно прописывать с двумя целями. Во-первых, они упрощают восприятие информации для читателя. Во-вторых, именно заголовки формируют иерархию текста, которая учитывается поисковиками при ранжировании.
Битые ссылки
Битые ссылки — это ссылки, ведущие на уже удаленные или вовсе не существующие веб-страницы. Они опасны для SEO-продвижения, потому что ухудшают пользовательский опыт, снижают ссылочный вес и негативно сказываются на ранжировании (алгоритмы воспринимают веб-ресурсы с битыми ссылками хуже).
Скорость загрузки
Чем быстрее загружается сайт, тем выше вероятность, что пользователи задержатся на нем. Поисковики крайне внимательны к таким поведенческим факторам. Поэтому быстрые веб-ресурсы ранжируются лучше и занимают более высокие позиции в выдаче.
Важно: Анализировать скорость загрузки нужно не только при проведении базовой технической SEO оптимизации, но и на регулярной основе — после аудита.
Google предоставляет следующие рекомендации по скорости загрузки веб-страниц:
- Отлично — 0,5-2 секунды;
- Нормально — менее 3 секунд;
- Плохо — дольше 3 секунд.
Ускорить загрузку можно несколькими способами:
- Оптимизация изображений;
- Кэширование;
- Минимизация JavaScript;
- Переход на более быстрый хостинг и т.д.
Точный перечень работ по ускорению загрузки определяется персонально для каждого веб-ресурса.
Дубли
Дубли — это одинаковые страницы, изображения, текстовый и иной контент, который размещается с разным URL. Например: два раздела «главная» с разным адресом. Они негативно влияют на SEO-продвижение, потому что:
- Снижают доверие поисковиков (могут воспринимать дубли как попытку манипуляции);
- Увеличивают количество ключевых запросов (алгоритмы не понимают, какую из страниц нужно ранжировать по конкретной семантике);
- Размывают ссылочный вес (ссылки распределяются между продвигаемыми веб-страницами с одинаковым контентом, что снижает их ценность).
Поэтому дубли при технической SEO оптимизации нужно удалять.

Мобильная версия
Доля мобильного интернет-трафика сегодня превышает 41%. В России около 50% пользователей на постоянной основе используют мобильные браузеры для поиска интересующих веб-сайтов. Именно поэтому наличие адаптивной версии крайне важно для алгоритмов поисковых систем. Все страницы должны автоматически подстраиваться под параметры экранов разных гаджетов.
Хлебные крошки (breadcrumbs)
Важной составляющей технической SEO оптимизации выступает настройка навигации. Ее основной элемент — это хлебные крошки (breadcrumbs). Это цепочка пути пользователя от главной страницы до той, на которой он находится в конкретный момент. Отображается она в формате «Главная — раздел — подраздел — т.д.». Организовать такую навигацию можно несколькими способами. Стандартными считаются выпадающий список (когда вся цепочка отображается в списке) и динамические хлебные крошки (когда навигационная цепочка выстраивается по мере переходов пользователя). Настраивать breadcrumbs нужно для улучшения пользовательского опыта, который играет решающую роль в SEO-продвижении.
SSL-сертификат
Завершающим, но не менее значимым этапом технической SEO подготовки можно назвать настройку SSL сертификата. Это протокол шифрования, который отвечает за безопасность передачи данных между пользователем и сервером сайта. Он же выступает одним из ключевых факторов ранжирования. Сайт с SSL сертификатом будет иметь преимущество перед аналогичным ресурсом без такого протокола безопасности.
Техническая SEO-оптимизация — это гораздо больше, чем просто «настроить загрузку страниц». Подготовка ресурса к ранжированию включает проработку всех его параметров, основных протоколов, значимых файлов. Только при их грамотной настройке можно рассчитывать на положительное отношение поисковиков и возможность получения высоких позиций в их выдаче.
Источники изображений:
freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети