РБК Компании

Предпринимательские школы: хайп или новый тренд в образовании

В начале 21-го века стала набирать популярность идея предпринимательского образования в школах. Что такое предпринимательское образование и почему оно полезно
Предпринимательские школы: хайп или новый тренд в образовании
Источник изображения: Пресс-служба школы «Новый взгляд»
Александр Кузьмин
Александр Кузьмин
Академический директор школы «Новый взгляд»

Кандидат филологических наук, эксперт Всероссийских конкурсов «Директор школы», «ТОП Школа», «Школа». Абсолютный победитель Всероссийских конкурсов «Лидер образования» и «Первый учитель».

Подробнее про эксперта

В Глобальном мониторинге предпринимательства, который проводится уже 25 лет, среди показателей, влияющих на предпринимательскую активность в стране, есть предпринимательское образование в школах. Исследователями установлено, что раннее предпринимательское образование (BSE) позитивно влияет на раннюю предпринимательскую активность (TEA). В числе лидеров с высокими индексами BSE и TEA в 2023 году стали ОАЭ, Катар, Индия, Оман, Китай. В этом контексте понятно желание многих стран развивать предпринимательское образование в школах.

Кто такой предприниматель

В узком смысле — тот, кто создает бизнес с целью извлечения прибыли. 

В широком — человек, способный заглядывать в будущее: умеющий проанализировать возможности, сформулировать идею, выступить с инициативой, собрать ресурсы и реализовать задуманное, создав ценность не только для себя, но и для окружающих.

В школьном образовании о предпринимательстве, как правило, говорится в широком смысле этого слова. Овладение перечисленными навыками, позволяет любому стать предпринимателем в выбранной отрасли. Художник может организовать свою выставку, музыкант — создать свою музыкальную школу или свой ансамбль, ученый — запатентовать свое изобретение и получать доход.

В чем смысл предпринимательского образования

Идея предпринимательского образования в школах стала популярной в самом начале 21 века в связи с ростом неопределенности, ускорением экономических процессов, стремительно растущей конкуренцией. В частности, в Лиссабонской стратегии развития ЕС до 2010 года прямо говорилось о необходимости включать в учебные планы школ курсы предпринимательской направленности. Они ни в коей мере не исключают и не отменяют классические предметы и традиционную академическую школьную успеваемость. В 2018 году предпринимательская компетенция уже значилась в ряду ключевых 8 компетенций, которые необходимо развивать всю жизнь (наряду с читательской, языковой и математической грамотностью). 

Предпринимательская компетенция включает в себя множество навыков и умений. Чтобы систематизировать их, в 2016 году в Европейском Союзе была разработана матрица предпринимательских компетентностей EntreComp. Она состоит из трех частей: компетенции, связанные с (1) генерацией и оценкой идей, (2) управлением ресурсами и (3) организацией деятельности. Особенность этой матрицы в том, что она может быть адаптирована в любой стране и в любой школе. Ниже представлен упрощенный вариант матрицы EntreComp, адаптированной нами для образовательной модели школы «Новый взгляд»:

Предпринимательские школы: хайп или новый тренд в образовании

Матрица EntreComp универсальна: она описывает деятельность человека от рождения идеи до оценки ее воплощения. Этот алгоритм может быть использован в любой деятельности: на уроке, в проекте, в поездке, при организации образовательного события…

Предприниматель — мастер на все руки, человек, мыслящий нестандартно, ломающий статус-кво. Но можно ли научить этому, если система школьного образования ориентирована на стандарты, устанавливает строгую дисциплину, ведет ученика к прохождению стандартизированных тестов? 

Научить, наверное, нельзя, поскольку предпринимательство — про самостоятельность, но можно привнести в школу предпринимательский дух, создать образовательную среду, в которой формируются субъектность ученика, его инициатива, способность взять на себя ответственность, оценить риски, учиться на ошибках и все те навыки, которые пригодятся ему после окончания школы, во взрослой жизни.

Что обеспечивает успех предпринимательского образования в школе?

1. Программа и образовательная среда.

Программа предпринимательского образования задает результаты — ориентиры для обучения. Они пускают свои корни по всей образовательной программе школы.

Стержнем программы предпринимательского образования в школах обычно становится специальный учебный курс, в ходе которого учениками осваивается механика предпринимательства от простого к сложному. В школе «Новый взгляд» это курс «Основы предпринимательства», в его основе 5 грамотностей: финансовая, правовая, информационная, продуктовая и проектная. Такая структура принципиальна: предпринимательские навыки должны опираться на прочные знания в перечисленных областях. 

Но этим программа предпринимательского образования не исчерпывается. Она дополняется разнообразными форматами внеурочной деятельности: проектная деятельность, «100 вопросов предпринимателю», кейс-чемпионаты, участие в конкурсах и олимпиадах предпринимательской направленности, отраслевые дни, выезды в компании, бизнес-инкубатор, ученическое самоуправление, наконец.

Именно так и создается предпринимательская образовательная среда, которая предлагает различные пробы, поддерживает ученическую инициативу, позволяет реализовывать свои идеи, расширяет круг контактов из бизнеса, некоммерческих организаций, вузов, других школ и возможностей для учения. В отличие от традиционного обучения, нетворкинг, взаимодействие с людьми из разных сфер, с разными интересами, мнениями, характерами — основа предпринимательского образования. Именно в такой разнообразной среде ребята учатся выявлять возможности и генерировать свои идеи.

2. Руководство школы

Что ожидают от школы родители? Безопасной и — желательно — гомогенной социальной среды, стабильных академических результатов и дисциплины. Но это отчасти идет вразрез с логикой предпринимательского образования. Если мы ориентируемся на развитие субъектности в учениках, то среда будет разнообразной. Высокие академические результаты могут конкурировать с развитием гибких — предпринимательских — навыков. А поддержка и развитие ученической самостоятельности и инициативности может вступать в противоречие с жесткой дисциплиной. 

Задача руководства школы, нацеленной на развитие предпринимательских навыков, — сохранить здоровый баланс между классическим школьным образованием и энергичной, инициативной, предприимчивой, живой школьной средой, где есть место эксперименту, нарушению границ, пробам, ошибкам, выяснению отношений, решению конфликтов и иным проявлениям настоящей жизни. Здесь главное не дать сбиться прицелу, не потерять ориентир и двигаться в направлении целей, заявленных в образовательной программе.

3. Педагоги

Без них никакую программу невозможно реализовать. В школе должно быть достаточно учителей — предпринимателей по духу, способных:

  • смещать фокус с обучения на самостоятельное учение ученика;
  • преподавать свои дисциплины в продуктовом ключе (иначе говоря, перед каждым уроком объяснять ученикам, «зачем им это надо», как изучаемый материал можно применить в реальной жизни),
  • инициировать проект и привлечь к нему учеников,
  • разрабатывать программы, актуальные в современных условиях и востребованные учениками,
  • предлагать ученикам разные форматы освоения материала, в том числе и за пределами школы,
  • разрабатывать и внедрять в учебную практику продукты, приносящие доход (например, в рамках дополнительного образования),
  • привлекать к учебному процессу партнеров, успешных предпринимателей и вообще интересных людей.
  • Именно такие проактивные учителя передают своим ученикам предпринимательскую энергетику, заражают их своим азартом.

В заключение можно отметить, что предпринимательское образование в школах представляет собой не просто модный тренд, а важный шаг в подготовке молодежи к будущему. Оно формирует у учеников навыки, которые помогут им адаптироваться в быстро меняющемся мире, стать более инициативными и уверенными в себе. Школы, которые внедряют предпринимательские программы, создают среду, способствующую развитию критического мышления, креативности и способности к решению проблем. Эти качества не только помогают в профессиональной жизни, но и делают учеников более активными и ответственными гражданами. Важно, чтобы школы продолжали развивать и адаптировать свои программы, поддерживая баланс между традиционным образованием и инновационными подходами, чтобы подготовить учеников к успешной и насыщенной жизни.

Источники изображений:

Пресс-служба школы «Новый взгляд»

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
29 января 2020
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хамовники, пер. 1-Й Шибаевский, д. 4
ОГРН
1207700030163
ИНН
9704010690
КПП
770401001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия