Оборудование из Китая: как избежать ошибок при покупке
При покупке оборудования импортеры часто сталкиваются с серьезными проблемами, которые можно предотвратить на начальном этапе. Как избежать ошибок

Представитель Евразийского Рейтингового Агентства в Свердловской области, эксперт в области ВЭД и международного бизнеса. Более 15 лет ведет бизнес с Китаем
Что нужно знать и уточнять у поставщика до заключения сделки
Прежде всего важно составить четкое техническое задание — для каких целей оборудование будет использоваться, какие технические характеристики должны быть и какие особые требования к нему предъявляются. От этого зависит подбор модели, условия поставки, стоимость доставки и какой комплект сопроводительных документов должен быть.
- Назначение и параметры оборудования
- характеристики: мощность, производительность, габариты, напряжение, интерфейсы;
- требования к размещению: габариты, вес, условия эксплуатации;
- необходимость дополнительного ПО или управления;
- интеграция с уже существующим оборудованием.
Без конкретного описания китайский поставщик может прислать «типовую» конфигурацию, которая в итоге не подойдет.

2. Какие услуги по сопровождению оказывает поставщик
Есть в КНР заводы, которые ограничиваются только производством, не оказывая дополнительного сопровождения. Поэтому, если вам важно:
- оформление паспорта оборудования;
- сборка и проверка оборудования перед отгрузкой;
- пусконаладка в России;
- обучение персонала;
- гарантия на компоненты и т.п.
обсудите все эти нюансы с поставщиком заранее и зафиксируйте в договоре.
3. Как и где будет использоваться оборудование
Определитесь, кто будет работать с техникой и в каком режиме. Если планируется круглосуточная эксплуатация — уточните мощность и ресурс оборудования. Если планируете поставить на работу с оборудованием сотрудника без инженерного образования — важна простота управления и наличие инструкции на русском. Если техника поедет в другой регион — проверьте, сможет ли сервисный инженер туда добраться.
В случае, если вы покупаете новое, нестандартное или дорогостоящее оборудование, рекомендую провести аудит производства — организовать выезд команды на место или делегировать функцию доверенным партнерам в Китае. Это может быть ваш представитель, логист или агентство, которое проинспектирует производство, сделает видео, сверит параметры оборудования и проверит отгрузку.
У нас есть собственная компания в Китае, сотрудники которой берут на себя данный функционал: выезжают на завод, составляют отчеты, фиксируют все отклонения и ведут переговоры на месте.
Заключение контракта
На контракт с китайским поставщиком вы будете опираться при возникновении споров. Поэтому важно правильно его оформить и зафиксировать все ключевые условия. К составлению и согласованию документа рекомендую подключать юриста по международному праву.
Что необходимо включить в контракт:
- наименования сторон с реквизитами;
- общее описание товара;
- сумма сделки, валюта расчетов;
- условия оплаты: предоплата, остаток, сроки перевода;
- условия поставки по Инкотермс;
- сроки отгрузки и поставки;
- ответственность сторон, порядок урегулирования споров;
- подписи и печати сторон.
Контракт подписывается в двух экземплярах, в большинстве случаев на английском языке. Перевод на русский не обязателен, но если вам нужен на двух языках, позаботьтесь об этом заранее.
Что приложить к контракту:
- инвойс с точным перечнем, количеством, ценами;
- спецификация, если оборудование сложное, с техническими параметрами;
- гарантийные условия как отдельный пункт или приложение.
Гарантийные обязательства
Зачастую китайцы прописывают в контракте «гарантия — 12 месяцев». Но такая формулировка некорректна, и несет большие риски. Поэтому сразу уточните и зафиксируйте в документе:
- Когда начинается отсчет: с даты отгрузки или с момента получения?
- Что входит в гарантию: детали, ремонт, замена?
- Кто из сторон оплачивает обратную пересылку и повторную доставку?
- Как оформляется претензия и в какие сроки?
Для дорогостоящего оборудования желательно прописать отдельную схему — с контактным лицом, сроками ответов и возможностью привлечения независимой оценки.
Контроль качества и инспекция груза
Один из главных рисков при поставках из Китая — получить не то, что вы заказывали, или оборудование с браком. Если не организовать контроль качества заранее, вы рискуете обнаружить проблему только на складе в РФ — когда уже поздно.
Инспекция груза до отправки — это обязательный этап, особенно если поставка крупная или с нестандартными параметрами.
Рекомендую проводить контроль качества в два этапа:
- На производстве, до того, как оборудование упакуют. Проверить на соответствие спецификации, комплектацию и сборку.
- После упаковки, перед отгрузкой — чтобы убедиться, что оборудование правильно зафиксировано, не повреждено и полностью соответствует заказу.
Проверку может провести покупатель, представители логистической компании или независимые эксперты. На мой взгляд, последний вариант — самый надежный, особенно в случае первой поставки.
Как проводится инспекция:
- визуальная проверка товара;
- проверка маркировки и серийных номеров;
- фотографии и видео упаковки, загрузки в контейнер;
- оценка условий хранения и соблюдения требований к транспортировке;
- подтверждение комплектности (по спецификации).
Контроль качества на производстве позволяет выявить проблему на месте, пока груз еще в Китае, помогает избежать дополнительных издержек и снизить риск срыва сроков запуска.
Инспектор фиксирует отклонения в фотоотчете, отправляет его заказчику. Завод видит ошибку и дополнительно укомплектовывает поставку. Без споров и штрафов, которые не выгодны обеим сторонам.
Проверка должна завершаться официальным отчетом с фото и видео. Формат — не важен, однако, стоит зафиксировать следующие детали:
- номер заказа;
- наименование завода и контактные данные;
- список проверенных позиций;
- отметки о соответствии или несоответствии;
- фото каждой единицы оборудования, упаковки, маркировки;
- подписи исполнителя и дата.
Сертификация и таможенное оформление
Нередко возникают ситуации, когда пакет документов собран, а груз задержан на таможне. Чаще всего причинами являются — ошибки в коде ТН ВЭД или маркировки, несоответствие в бумагах или отсутствие обязательного сертификата.
Выделю самые распространенные проблемы:
- Несовпадение данных в инвойсе, упаковочном листе и декларации — основание для досмотра.
- Отсутствие декларации ТР ТС или отказного письма — отказ в выпуске.
- Заниженная стоимость — блокировка груза и доначисление пошлин.
Чтобы избежать задержки груза на таможне, штрафов и доначислений, важно заранее проверить: коды ТН ВЭД и маркировку (в том числе, ее корректное нанесение в соответствии с требованиями РФ), наличие необходимой сопроводительной документации и данных в ней (наличие всех печатей и подписей, заполнение всех важных разделов и т.п.).
Логистика и доставка
Когда логистика рассчитана неправильно, оборудование может застрять на границе, пойти в обходной маршрут или подорожать на 30%. Выбор транспорта влияет не только на цену, но и на сроки запуска: поставка с опозданием ломает график монтажа, сдвигает проект, вызывает недовольство клиентов.
Что влияет на стоимость логистики:
- габариты и вес: негабарит идет по индивидуальному тарифу;
- регион доставки: контейнер до Москвы и до Екатеринбурга — разные цифры;
- тип упаковки: паллеты, жесткая обрешетка, контейнер;
- способ крепления груза: спецтехника, фиксация, страховка.
Мы много раз сталкивались с ситуацией, когда оборудование не помещалось в стандартный контейнер или, например, привычный способ транспортировки не подходил из-за того, что необходимо бережное обращение с грузом. Тогда способ доставки подбирается индивидуально и логистика просчитывается вручную.

Какой способ доставки выбрать:
- Если вы хотите сэкономить и сроки позволяют, морская доставка — самый выгодный вариант. Для крупных партий или негабаритного груза другой вариант очень сложно подобрать.
- Когда важна скорость — авиа или авто подойдут, но только для небольших и дорогих грузов: тарифы кратно выше.
- Железная дорога — компромисс по срокам и цене. Особенно удобна при доставке в центральную Россию. Но важны знать, какие есть условия на станции разгрузки: нужен ли подъем, техника для выгрузки, склад рядом.
Чтобы не выбирать вслепую, рекомендую оценить стоимость, сроки и условия по каждому маршруту и найти наиболее подходящий вариант.
Страхование груза
Зачем страховать груз? Чтобы избежать проблем и сохранить бюджет в случае форс-мажора — даже при идеальной упаковке и нормальной погоде случаются задержки, повреждения, потери.
Страхование груза закрывает основные риски:
- порча при перегрузке;
- повреждение упаковки и содержимого;
- потеря контейнера;
- кража при транспортировке.
Точная ставка зависит от маршрута, типа груза и условий доставки. Обычно страхуют не только на сумму контракта, но и добавляют расходы на доставку и таможню, чтобы вернуть все затраты, если с грузом что-то случится.
Подведу итог, что нужно сделать, чтобы не потерять на импорте:
- Подготовить четкое техническое задание на оборудование и обсудить все нюансы с поставщиком.
- Проверить поставщика: документы, регистрация, история компании, обороты, чтобы избежать мошенников и поставки некачественного товара.
- Зафиксировать условия сделки: описание товара, гарантия, оплата.
- Организовать контроль качества: перед упаковкой и перед отгрузкой.
- Убедиться в наличии всех документов (сертификаты, инвойс, ДТ), проверить правильность маркировки и коды ТН ВЭД.
- Застраховать груз, выбрать выгодный и надежный способ доставки, подобрать маршрут и проконтролировать логистику.
Источники изображений:
Личный архив ATVIRA
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты