Как развивать бизнес в 2025 году — 5 советов от бизнес-стратега
Управляющий партнер ASBA-консалтинг, эксперт школы управления «Сколково» и бизнес-стратег Евгения Буглакова назвала 5 правил развития бизнеса в 2025 году

30 лет руководства консалтинговой компанией, 24 года опыта в бизнес-развитии, 1200+ бизнес-кейсов, 590 млрд рублей — крупнейший инвестиционный портфель.
Если ваша компания сосредоточена на «выживании», бюрократия мешает переменам и инновации замедляются, то вы не готовы к началу стратегического развития. Быстрый рост, хаотичные процессы, баланс между гибкостью и контролем — это оптимальный период для масштабирования бизнеса. Далее — как взрастить чистую прибыль в пяти пунктах.
1. Стратегия
Для оптимизации всех рабочих процессов необходимо выстроить правильную стратегию развития. Зачастую предприниматели и вовсе забывают о ней. В моей практике бывали случаи, когда собственник не выстраивает план, а сразу запускает процессы — инвестирует, нанимает команду, закупает оборудование. Однако без стратегии все эти действия становятся пустыми — бизнес буквально «плывет по течению».
Чистая прибыль — это результат осознанных решений, а не остаток после трат. Попробуйте собрать свою команду и ответить вместе с ней всего на четыре вопроса: какие эксперименты проведем в первую очередь, какой ROI ожидаем от вложений, что может снизить маржинальность и количество рисков.
Не забудьте «посоветоваться» со своими клиентами — что для них является конкурентными преимуществом. Это может быть скорость производства товара, цена, качество материала, имя бренда, эмоция и так далее. От всех этих факторов зависит, какая стратегия оптимизации принесет вам пользу.
2. Цифры
Организуйте учет, чтобы пересмотреть ценообразование, уйти от низкомаржинальных продуктов, автоматизировать процессы и снизить затраты. Есть три основных управленческих документа, помогающих управлять компанией.
- Управленческий баланс. Здесь рассчитываются коэффициенты ликвидности и финансовой независимости, а также показатели рентабельности капитала и активов, что является крайне важным при оценке эффективности бизнес-модели.
- Отчет о прибыли и убытках. Показывает сколько компания заработала, сколько понесла затрат и какие есть трудности.
- Бюджет движения денежных средств. Позволяет сделать анализ платежеспособности и предотвращения кассовых разрывов.
Например, если только 10 из 400 клиентов приносят большую часть прибыли, то проблема точно в большом штате в подразделениях, который обслуживает немаржинальных клиентов. Все это приводит к неэффективности продаж и производства и требует оптимизации.
3. Продуктовая линейка
Она должна быть правильно настроена под все каналы продаж. Бывают разные типы продуктов:
- Локомотивы — обеспечивают объем выручки и загрузку (для примера — дневные карты в тренажерном зале).
- Максимизаторы прибыли — обеспечивают высокую маржу (индивидуальные тренировки).
- Лид-магниты — обеспечивают регулярный приток клиентов (день открытых дверей).
Для оптимизации ассортимента используйте ABC-анализ (позволяет проанализировать какие продукты приносят большую часть прибыли), внедрение максимизаторов и динамическое ценообразование.
Не забывайте про маркетинг — он повышает узнаваемость бренда, помогает регулировать целевую аудиторию, корректирует каналы продаж и отвечает за лидогенерацию. Хорошо выстроенная воронка делает из лидов постоянных клиентов и приносит деньги компании.
4. Команда
Она должна быть постоянным генератором развития компании. Есть пять правил организации и сбора «звездной» команды.
- Всегда учитывайте свои стратегические планы, например региональный рост или выход на международные рынки . Для этого нужно формировать команду «на вырост».
- Развивайте HR-бренд своей компании, чтобы сильные сотрудники сами хотели работать с вами.
- Привлекайте специалистов через крепкую корпоративную культуру.
- Организуйте справедливую систему мотивации и вовлекайте команду в решение стратегических задач.
- Следите за эмоциональным состоянием команды.
Рассмотрите различные системы мотивации: KPI, бонусы, опционы, культура data-driven решений. Только так ваша команда будет всегда выдавать результат.
5. Бизнес-процессы
Они должны быть прозрачными и понятными каждому члену команды.
Оптимизируйте маркетинг и продажи для понимания качества лидов и стоимости клиента. Во время закупок можно оптимизировать логистику, вести переговоры с поставщиками и заниматься поиском альтернативных рынков. Оптимизацию производства обеспечивает сокращение простоев и внедрение бережливых технологий. Эффективность в логистике повышается с помощью ИИ-маршрутизации и фулфилмент-партнерств.
Я выделяю три инструмента, которые можно использовать для четкого выстраивания бизнес-процессов: Value Stream Mapping (визуализация шагов, необходимых для формирования ценности); RPA (роботизация рутинных задач); аутсорсинг нефункциональных направлений.
И самый важный критерий роста чистой прибыли — это энергия собственника. Ментальное состояние предпринимателя отражается на бизнесе. Контролируйте свою мотивацию, чтобы заряжать свою команду на новые свершения!
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль