РБК Компании

Как развивать бизнес в 2025 году — 5 советов от бизнес-стратега

Управляющий партнер ASBA-консалтинг, эксперт школы управления «Сколково» и бизнес-стратег Евгения Буглакова назвала 5 правил развития бизнеса в 2025 году
Как развивать бизнес в 2025 году — 5 советов от бизнес-стратега
Источник изображения: BillionPhotos / freepik.com
Евгения Буглакова
Евгения Буглакова
Управляющий партнер ASBA-консалтинг, эксперт бизнес-школы «Сколково», бизнес-стратег, организатор и модератор корпоративных и региональных стратегических сессий.

30 лет руководства консалтинговой компанией, 24 года опыта в бизнес-развитии, 1200+ бизнес-кейсов, 590 млрд рублей — крупнейший инвестиционный портфель.

Подробнее про эксперта

Если ваша компания сосредоточена на «выживании», бюрократия мешает переменам и инновации замедляются, то вы не готовы к началу стратегического развития. Быстрый рост, хаотичные процессы, баланс между гибкостью и контролем — это оптимальный период для масштабирования бизнеса. Далее — как взрастить чистую прибыль в пяти пунктах. 

1. Стратегия

Для оптимизации всех рабочих процессов необходимо выстроить правильную стратегию развития. Зачастую предприниматели и вовсе забывают о ней. В моей практике бывали случаи, когда собственник не выстраивает план, а сразу запускает процессы — инвестирует, нанимает команду, закупает оборудование. Однако без стратегии все эти действия становятся пустыми — бизнес буквально «плывет по течению». 

Чистая прибыль — это результат осознанных решений, а не остаток после трат. Попробуйте собрать свою команду и ответить вместе с ней всего на четыре вопроса: какие эксперименты проведем в первую очередь, какой ROI ожидаем от вложений, что может снизить маржинальность и количество рисков. 

Не забудьте «посоветоваться» со своими клиентами — что для них является конкурентными преимуществом. Это может быть скорость производства товара, цена, качество материала, имя бренда, эмоция и так далее. От всех этих факторов зависит, какая стратегия оптимизации принесет вам пользу. 

2. Цифры

Организуйте учет, чтобы пересмотреть ценообразование, уйти от  низкомаржинальных продуктов, автоматизировать процессы и снизить затраты. Есть три основных управленческих документа, помогающих управлять компанией. 

  1. Управленческий баланс. Здесь рассчитываются коэффициенты ликвидности и финансовой независимости, а также показатели рентабельности капитала и активов, что является крайне важным при оценке эффективности бизнес-модели.
  2. Отчет о прибыли и убытках. Показывает сколько компания заработала, сколько понесла  затрат и какие есть трудности. 
  3. Бюджет движения денежных средств. Позволяет сделать анализ платежеспособности и предотвращения кассовых разрывов. 

Например, если только 10 из 400 клиентов приносят большую часть прибыли, то проблема точно в большом штате в подразделениях, который обслуживает немаржинальных клиентов. Все это приводит к неэффективности продаж и производства и требует оптимизации. 

3. Продуктовая линейка 

Она должна быть правильно настроена под все каналы продаж. Бывают разные типы продуктов: 

  1. Локомотивы — обеспечивают объем выручки и загрузку (для примера — дневные карты в тренажерном зале). 
  2. Максимизаторы прибыли  — обеспечивают высокую маржу (индивидуальные тренировки).
  3. Лид-магниты — обеспечивают регулярный приток клиентов (день открытых дверей). 

Для оптимизации ассортимента используйте ABC-анализ (позволяет проанализировать какие продукты приносят большую часть прибыли), внедрение максимизаторов и динамическое ценообразование. 

Не забывайте про маркетинг — он повышает узнаваемость бренда, помогает регулировать целевую аудиторию, корректирует каналы продаж и отвечает за лидогенерацию. Хорошо выстроенная воронка делает из лидов постоянных клиентов и приносит деньги компании. 

4. Команда

Она должна быть постоянным генератором развития компании. Есть пять правил организации и сбора «звездной» команды. 

  1. Всегда учитывайте свои стратегические планы, например региональный рост или выход на международные рынки . Для этого нужно формировать команду «на вырост».
  2. Развивайте HR-бренд своей компании, чтобы сильные сотрудники сами хотели работать с вами. 
  3. Привлекайте специалистов через крепкую корпоративную культуру. 
  4. Организуйте справедливую систему мотивации и вовлекайте команду в решение стратегических задач. 
  5. Следите за эмоциональным состоянием команды.  

Рассмотрите различные системы мотивации: KPI, бонусы, опционы, культура data-driven решений. Только так ваша команда будет всегда выдавать результат. 

5. Бизнес-процессы

Они должны быть прозрачными и понятными каждому члену команды. 

Оптимизируйте маркетинг и продажи для понимания качества лидов и стоимости клиента. Во время закупок можно оптимизировать логистику, вести переговоры с поставщиками и заниматься поиском альтернативных рынков. Оптимизацию производства обеспечивает сокращение простоев и внедрение  бережливых технологий. Эффективность в логистике повышается с помощью ИИ-маршрутизации и фулфилмент-партнерств. 

Я выделяю три инструмента, которые можно использовать для четкого выстраивания бизнес-процессов: Value Stream Mapping (визуализация шагов, необходимых для формирования ценности); RPA (роботизация рутинных задач); аутсорсинг нефункциональных направлений.

И самый важный критерий роста чистой прибыли — это энергия собственника. Ментальное состояние предпринимателя отражается на бизнесе. Контролируйте свою мотивацию, чтобы заряжать свою команду на новые свершения! 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

30 лет в консалтингеЗа годы руководства консалтинговой компанией было реализовано более 1200 бизнес-кейсов роста
25 лет опыта в бизнес-стратегияхБолее 200 проектов по регламентации, оптимизации бизнес-процессов и стратегических сессий
Масштабирование бизнесовСамых быстрый рост клиента — х10 за год. 590 млрд руб. — крупнейший инвестиционный портфель

Профиль

Дата регистрации
29 января 2014
Регион
Алтайский край
ОГРНИП
314222502900086
ИНН
222503705305

Контакты

АдресРоссия, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, д. 59
Телефон+79646037818

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия