Камеральная проверка при работе с самозанятыми: как подготовиться
Что могут вменить организации в части взаимоотношений с самозанятыми гражданами и почему впоследствии налоговики одерживают победу в судах

Аттестованный аудитор, налоговый консультант, профессиональный участник рынка ценных бумаг, кандидат экономических наук. Опыт работы с сфере юридического и налогового консалтинга более 20 лет
Налоговая служба уже не первый год проявляет интерес к компаниям, которые сотрудничают с самозанятыми лицами. Поэтому не удивительны требования налоговой службы в части взаимоотношений компаний с плательщиками НПД.
Как говорится в одной из пословиц, — «Берегись от бед, пока их нет». В отношениях с самозанятыми лицами лучше предотвратить проблему заранее, чем бороться с ее последствиями. Тем более что налоговая служба уже набила руку и без труда доначисляет компаниям страховые взносы и НДФЛ в части перечисленного вознаграждения плательщикам НПД.
Как проходит камеральная проверка
Налоговая служба проводит камеральные проверки для того, чтобы установить, не было ли подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
Налоговая служба не раз разъясняла признаки уклонения от уплаты налогов (письма ФНС РФ от 15.04.2022 г. №ЕА-4-15/4674@ и от 16.09.2021 г. №АБ-4-20/13183@).
Как правило, требование выставляется после ежеквартально сданных расчетов по НДФЛ и страховым взносам.
По общему правилу, срок проведения камеральной проверки не может быть больше 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации либо расчета. А при выявлении фактов нарушения, налоговой службой составляется акт в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Несмотря на то, что нельзя заключать договор ГПХ с бывшими работниками, если с даты их увольнения прошло менее двух лет, некоторые бизнесмены до сих пор «забывают» об этом (п. 8 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 г. №422-ФЗ). В этом случае у компании выход один — подача уточненной декларации по НДФЛ и отчетности по страховым взносам.
В требовании налоговая служба указывает перечень запрашиваемых документов, как правило, договор с самозанятым лицом, чеки. Налоговая служба также может запросить пояснения о том, как осуществляется работа с таким гражданином, как долго продолжается сотрудничество, какие услуги оказываются компании, периодичность выплаты вознаграждения.
При необходимости налоговая служба может вызвать на допрос самозанятое лицо или иных причастных к заключению договора лиц (п. 1 ст. 90 НК РФ).
Что не нравится налоговой службе в договорах с самозанятыми
Целью проверок является недопустимость подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
В одном из затяжных споров компания при найме работников ставила им условие — регистрация в качестве НПД (постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.07.2024 г. №А46-2537/2023).
Налоговая служба проанализировала условия договоров и доказала их формальный характер:
- договоры носили не разовый, а систематический характер, заключались на год или до окончания календарного года;
в договорах отсутствовал конкретный объем работ
Например, формулировка договора в этой части выглядела так: «Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с условиями договоров, а также иными документами, являющимися неотъемлемыми положениями к договорам». При этом приложения к договорам не составлялись;
вознаграждение выплачивалось за фактически отработанный объем работ
Например, в договоре было прописано: «Цена определяется протоколом согласования стоимости работ, который обязан составлять заказчик. Стоимость работ, подлежащая оплате заказчиком, рассчитывается на основании фактического объема выполненных работ». При этом никакие протоколы не составлялись;
- оказанные услуги считались принятыми с момента подписания сторонами акта об оказанных услугах;
На практике названные акты сторонами договора не подписывались.
Таким образом, договоры, заключенные с самозанятыми лицами, не имели признаков разового обращения к их услугам, заключены на неопределенный срок, а виды оказываемых услуг нигде не прописаны.
Как налоговая служба подтверждает свои доводы
Налоговая служба скрупулезно собрала доказательства и выиграла спор у компании:
- компания распределяла работников по местам выполнения работ или оказания услуг;
- работникам выплачивался доход несколько раз в месяц;
- исходя из допросов и пояснений свидетелей, после того, как физические лица обращались к компании по имеющимся вакансиям, их побуждали регистрироваться в качестве самозанятых лиц. Только после этого заключались договоры об оказании услуг;
- исходя из пояснений контрагентов компании и представленных ими документов, именно компания как работодатель производила контроль за самозанятыми, инструктаж работников, обеспечивало их средствами индивидуальной защиты;
- из показаний свидетелей следовало, что компания возмещала самозанятым стоимость прохождения медицинской комиссии для получения санитарной книжки;
- при прекращении получения денежных средств от компании самозанятые в большинстве случаев снимались с учета.
Таким образом, компания позиционировала себя как работодатель, осуществляя, по сути, все его функции. Например, общество гарантировало своим сотрудникам безопасность при оказании услуг, выполнение трудового и налогового законодательства, обеспечивало необходимыми документами, формой. Компания даже за свой счет обучала самозанятых и смело заявляла об этом на официальном сайте компании.
Во всех судебных инстанциях эти договоры были признаны трудовыми.
Спор уже шел по сумме и методике начисления недоимки, штрафов и пени налоговой службой.
Как налоговая служба считает недоимку
В части доначисления страховых взносов споров не возникает — взносы ранее не уплачивались в СФР ни компанией, ни самозанятыми лицами. А с полученного вознаграждения самозанятый худо-бедно платил налоги.
Для доначисления НДФЛ, пени и штрафов налоговая служба прибегла к простейшей методике — за основу взяли денежные перечисления по банку в адрес физических лиц. Аргумент в пользу такого алгоритма расчета следующий — при установлении факта трудовых отношений физические лица являются налогоплательщиками НДФЛ, а общество как налоговый агент обязано исчислить, удержать и перечислить налог (п. 1 ст. 207 НК РФ).
При этом налоговая служба не отрицала, что гражданами исчислен и уплачен налог на профессиональный доход. Тем не менее, налоговая служба не учла эти суммы, ведь, по ее мнению, самозанятые лица самостоятельно могут аннулировать ранее сформированные чеки и вернуть налог.
Но суды не приняли подобную аргументацию, ведь доначисление налогов в излишнем размере — это дополнительная санкция, и налоговая служба не должна злоупотреблять в этой сфере (определения ВС РФ от 17.10.2022 г. №301-ЭС22-11144, от 21.07.2022 г. №301-ЭС22-4481).
На основании этого компании удалось оспорить у налоговой службы начисление НДФЛ в размере 246 тыс. рублей, а также пени — 20 тыс. рублей и штраф — 12 тыс. рублей (определение ВС РФ от 25.09.2024 г. №304-ЭС24-17620).
Выводы
Для того чтобы налоговая служба не переквалифицировала договоры ГПХ в трудовые договоры, особое внимание нужно уделить оформлению отношений с самозанятыми лицами, учитывая судебную практику.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты