РБК Компании

Новая налоговая реальность 2025 года: инструменты, которые использует ФНС

Как избежать претензий от налоговой в 2025 году: цифровой контроль, дробление, самозанятые, амнистия — все, что важно знать бизнесу, в разъяснениях эксперта
Новая налоговая реальность 2025 года: инструменты, которые использует ФНС
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Шедеврум»
Светлана Сульженко
Светлана Сульженко
Руководитель проектов по налоговому сопровождению ООО «Учет и Консалтинг»

Налоговый консультант, советник государственной гражданской службы РФ I класса. Стаж работы в налоговых органах — более 25 лет, «Отличник ФНС России». К.э.н., преподаватель РГЭУ

Подробнее про эксперта

В 2025 году мы находимся в новой налоговой реальности, когда схемы, еще вчера казавшиеся приемлемыми, сегодня оказываются опасными. Спорить с налоговой, оперируя лишь первичными документами, уже бессмысленно. В настоящее время имеет значение только реальная экономическая сущность операции, а не ее формальная «оболочка».

Контроль за налоговой дисциплиной сегодня ведется не после, а до нарушения. Налоговая система сегодня превентивна, цифровизирована и высокоэффективна.

Российский бизнес в 2025 году столкнулся с ужесточением налоговой политики и контроля. Вступили в силу поправки (Федеральный закон № 176-ФЗ от 12.07.2024), которые повысили налоговую нагрузку и стимулировали бизнес отказаться от «серых» схем. В частности, ставка налога на прибыль для организаций на общем режиме выросла с 20% до 25%, введена прогрессивная шкала НДФЛ — с 13 до 22%, началось взимание НДС с компаний на упрощенной системе (УСН) при выручке свыше 60 млн руб., одновременно порог выручки для применения УСН увеличен вдвое — до 450 млн руб., что должно снизить стимулы для искусственного дробления бизнеса. Одновременно введена разовая налоговая амнистия для компаний, добровольно «обеливших» структуру к концу 2024 года. Тем, кто отказался от незаконных схем дробления бизнеса и перешел на прозрачную работу, государство обещало списать доначисленные налоги, пени и штрафы за 2022–2024 гг. Многие воспользовались этим шансом, однако амнистия действует лишь раз: если, обелившись, компания вновь вернется к схемам уклонения (скажем, начнет заново дробиться), списанные долги будут восстановлены, а амнистия не спасет от уголовной ответственности за злостное уклонение.

На практике это означает конец эпохи безнаказанных «серых» схем. ФНС вооружена продвинутыми аналитическими инструментами и проактивно выявляет нарушения. Данные банков, онлайн-касс, маркетплейсов и даже IP-адресов анализируются для поиска подозрительной активности. В результате существенно выросла собираемость налогов и ужесточился контроль денежных потоков компаний.

Судебная практика также эволюционирует: суды все чаще встают на сторону налоговых органов, оценивая реальную экономическую суть операций, а не только формальную сторону документооборота. Проще говоря, прикрыться фиктивными договорами уже не удастся — если за бумагами нет реального содержания, доначисления неизбежны.

Статистика подтверждает высокие риски для бизнеса

По данным ФНС, в первом квартале 2025 года было проведено 1 148 выездных налоговых проверок по России, из них 1131 завершилась доначислениями — эффективность 99% (годом ранее — 98%). Средний «чек» доначисленных налогов на одну проверку достиг ~79 млн руб., что на 25% больше аналогичного периода 2024 года (63 млн руб.).

Иными словами, количество выездных проверок и их результативность растет, как и «средний чек» налоговых доначислений. Практически каждая проверка оборачивается для компании доначислением налогов на десятки миллионов.

Кроме того, выездные проверки — это далеко не единственный и не основной источник налоговых доначислений. 55% доначислений поступает в рамках контрольно-аналитической работы — это добровольные доплаты налогоплательщиков. Именно поэтому компании часто получают информационные письма и требования, а их руководителей вызывают для пояснений и предлагают уточнить налоговые обязательства в сторону доплаты.

Цифровизация в области налогового контроля вооружила ФНС мощными инструментами, которые позволяют определять разрывы в цепочке НДС, выстраивать дерево связей в поисках бенефициара и многое другое.

В условиях, когда даже небольшая ошибка в учете может вылиться в многомиллионные санкции, налоговая благонадежность становится вопросом выживания бизнеса.

Следует помнить и о персональных рисках руководства. Налоговые долги фирмы грозят не только штрафами, но и ответственностью для директора и главного бухгалтера. За уклонение от уплаты налогов в крупном размере (сумма недоимки более 18,75 млн руб. за 3 года) грозит уголовное преследование по ст. 199 УК РФ, и таких случаев, к сожалению, не мало. Только за 2024 год было возбуждено 1400 уголовных дел с налоговым составом.

Кроме того, если компания не сможет погасить доначисления, ФНС все активнее взыскивает долги с владельцев и руководителей в порядке субсидиарной ответственности.

Таким образом, в 2025 году для бизнеса сформировался жесткий контекст: налоговые риски должны быть под постоянным контролем.

Цифровой налоговый мониторинг

ФНС выстроила комплексную систему отслеживания операций компаний. Благодаря АИС «Налог-3» и смежным ИТ-системам, инспекторы видят движение средств и товаров в реальном времени. Банковские транзакции, онлайн-чеки, сведения с маркетплейсов, детализация счетов-фактур — вся эта информация агрегируется и анализируется автоматически. Выявление несоответствий запускает процедуру предпроверочного анализа. Если показатели компании выбиваются из нормативных среднеотраслевых, налоговая запрашивает у организации пояснения, затем может пригласить руководство на беседу (вне рамок налоговой проверки), а затем — при отсутствии убедительных объяснений — инициирует более глубокий анализ. Результат нередко предсказуем: принимается решение о назначении выездной проверки. Таким образом, система стала проактивной: бизнес зачастую еще не подозревает о проблеме, а ФНС уже собрала досье нарушений.

Риск-ориентированный отбор

Еще с 2007 г. действует Концепция планирования выездных налоговых проверок. В ее основе — 12 ключевых критериев отбора «подозрительных» налогоплательщиков, которые ежегодно актуализируются и снабжаются количественными показателями для разных отраслей. Наличие у вашей организации хотя бы одного опасного критерия еще не гарантирует проверку, но почти наверняка привлечет пристальное внимание инспекторов и может стать поводом запросить пояснения, вызвать руководство на разговор.  

Самые важные критерии контроля

  1. Низкая налоговая нагрузка. Это соотношение уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Обоснованность налоговой нагрузки проверяют путем сравнения показателей компании со средними значениями по отрасли. Сопоставима ли налоговая нагрузка вашей компании на ОСНО со средней по отрасли, можно узнать, используя калькулятор в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес». ФНС уже разместила на своем сайте данные за 2024 год о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности и рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и активов организаций по видам деятельности. Риск попасть в план проверок высокий, если налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли, а уровень рентабельности сильно отклоняется от среднеотраслевого (например, по налогу на прибыль он отличается на 10% и более).
  2. Убытки на протяжении двух и более лет подряд. По нашему опыту, налоговики зачастую требуют от организаций объяснить причину убытка. При этом инспекция вправе запрашивать пояснения по убыткам и в ходе камеральной проверки декларации. Если проводится проверка и для уточнений по убыткам в ходе камеральной проверки инспекция истребует документацию (в т.ч. выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета), это неправомерно. Обязанности передавать эти документы налоговой нет. Произойти такое может только по желанию налогоплательщика. Существует ограниченный перечень случаев, когда инспекция в ходе «камералки» правомочна истребовать документы. Целесообразно в пояснениях подробно объяснить причины убыточности (расторжение договоров с крупными контрагентами, снижение продаж, стартап, сезонный характер работ и пр.), указать, что убыток образовался в результате хозяйственной деятельности и все расходы экономически обоснованы и документально подтверждены, не лишним будет указать прогнозы выхода на результат без убытка. Дополнительно к пояснениям по желанию можно представить в инспекцию любые документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
  3. Высокая доля вычетов по НДС, когда доля вычетов по НДС больше либо равна 89% суммы исчисленного НДС за период 12 месяцев. ФНС не публикует готовые данные по размерам квартальной «безопасной доли». Они рассчитываются на основании данных отчета ФНС 1-НДС, публикуемого на официальном сайте службы.
  4. Темп роста расходов на реализацию товаров (работ, услуг) выше, чем темп роста доходов от нее. Это приводит к уменьшению суммы налога на прибыль к уплате, поэтому не «пройдет мимо» инспекции. Цель налогового органа — определить, обусловлено ли такое положение дел реальными нуждами хозяйственной деятельности организации или является результатом применения «налоговых схем», которые направлены на уплату налога в меньшем размере. При этом учитывайте, что инспекторы не должны проверять затраты компании на эффективность и целесообразность.
  5. Низкая средняя зарплата: среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего значения оплаты труда по отрасли в конкретном регионе. Определить риск в части уровня зарплаты можно также с помощью сайта ФНС (в разделе «Прозрачный бизнес» — сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»). В сервисе нужно выбрать: налоговый период, вид экономической деятельности, регион, масштаб бизнеса — отобразится информация о средней зарплате по отрасли. На эти показатели на практике ориентируются налоговые инспекции при проверках РСВ и 6-НДФЛ. 
  6. Приближение к максимальным лимитам спецрежимов (УСН и пр.) 2 раза и более в течение календарного года. Критично, если в течение года фактический показатель компании два и более раза отклонялся от предельного значения меньше чем на 5 %. Например, средняя численность работников компании, применяющей УСН несколько раз за год превышала 120 человек.
  7. Расходы максимально приближены к доходам в течение календарного года. Проверяющие пересматривают весь перечень расходов, анализируют соответствие затрат п. 1 ст. 252 НК РФ. На практике достаточно часто инспекторы просят пояснить причину «больших расходов» компании. Поэтому важно «расшифровать» причины повышенных расходов (например, падение спроса на товар, приобретение дорогостоящего оборудования, ТМЦ и пр.).
  8. Сотрудничество с посредниками без деловой цели. Фиктивные «цепочки» контрагентов находятся в фокусе особого внимания налоговых органов, так как наличие сомнительных посредников может свидетельствовать о получении компанией необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). Например, незаконным считается фиктивное участие посредников в операциях, если преследуется преимущественно налоговая цель — искусственное наращивание цены и получение покупателем повышенного вычета НДС и завышенных расходов. Само по себе использование посредников при осуществлении хозяйственных операций не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Для этого важно наличие совокупности обстоятельств. Например, невозможность реального осуществления посредниками договорных обязательств в силу отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов, основных средств, складских помещений, транспортных средств, наличие особых форм расчетов и сроков платежей, не обусловленных разумными экономическими причинами (деловыми целями). Особое внимание обращают на отношения с взаимозависимыми или аффилированными «посредниками». Надо быть готовыми обосновать причину привлечения посредника, причем она должна быть деловой (например, привлекательность договоров с такими контрагентами по срокам поставки, отсрочки платежа, способу доставки и пр.
  9. Отсутствие пояснений и документов при выявлении проверяющими ошибок и нестыковок в данных. Налоговые органы вправе запрашивать пояснения и истребовать документы. Но не все, а только те, которые необходимы для проверки. Рекомендуем все запросы инспекции подвергать анализу на предмет их обоснованности и обязательно аргументированно на них отвечать. Если исполнить законное требование невозможно, либо предоставленный срок недостаточный, важно указать конкретные причины такой ситуации.
  10. Миграция между налоговыми инспекциями. Имеются в виду случаи, когда организация неоднократно ставила себя на учет в инспекции, а затем снимала и переходила в другое территориальное отделение налоговой службы. Такие действия, по мнению налогового органа, могут быть связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. В фокус внимания попадают часто «мигрирующие» компании с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, меняющие место «налоговой регистрации» в ходе выездных проверок, и пр.
  11. Низкий уровень рентабельности — значительное отклонение рентабельности от тех показателей, которые характерны для определенного вида деятельности и подтверждены Росстатом. Отбор по данному критерию производится в части налога на прибыль. Принимается во внимание отклонение в сторону уменьшения рентабельности по данным бухучета компании от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики (на 10% и более). Среднеотраслевые показатели рентабельности по регионам для организаций на общем режиме налогообложения можно также найти с помощью сервиса ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки». 
  12. Деятельность с высоким налоговым риском — проведение сделок, имеющих целью получить налоговую выгоду без законных на то оснований (ст. 54.1 НК РФ). Это один из самых рисковых критериев, который может привести к предпроверочному анализу и к выездной проверке. Ведь часто речь идет о следах «налоговых схем» (наиболее популярны, например, отношения с «техническими» контрагентами, фиктивное дробление бизнеса, притворные сделки и пр.). «Базовый материал» для инспекции — сведения, которые можно почерпнуть из различной отчетности: например, средняя зарплата в организации, рентабельность ее деятельности и налоговая нагрузка на компанию. С учетом сложившейся практики можно сформулировать закономерность: низкий размер этих показателей в сравнении с уровнем сопоставимых налогоплательщиков — это зачастую «билет» на «налоговую комиссию» для дачи объяснений или даже повод для проверяющих провести глубокий предпроверочный анализ компании. Результаты «предпроверки», в свою очередь, напрямую влияют на вероятность проведения выездной проверки. 

Критерии оценки рисков для налогоплательщиков по назначению выездных налоговых проверок общедоступны, и может показаться, что самостоятельного их мониторинга достаточно для безопасности компании. Но это не совсем так. Во-первых, на самостоятельный контроль не всегда хватает времени и фокуса внимания, а, во-вторых, применение критериев оценки риска выездной налоговой проверки имеет множество нюансов, которые не всегда известны внутренним службам компании. Поэтому обращение к опытным аудиторам и налоговым консультантам помогает с наименьшими потерями выйти даже из тех ситуаций, когда риски объективно есть. 

При этом игнорировать требования налогового органа тоже не рекомендуется, поскольку предоставление инспекторам обоснованных пояснений существенно снижает риск назначения углубленного предпроверочного анализа деятельности компаний, а значит, уменьшает вероятность назначения проверки.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Key 2 Sales Рынок HR Tech в России: обзор 2025

Контакты

Адрес
Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 8, офис 307
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия