РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Андеррайтинг: почему МФО без него никуда

Эксперт МФК «Лайм-Займ» — о том, какую пользу приносят бизнесу верификаторы и андеррайтеры и почему не стоит полностью автоматизировать проверку клиентов
Андеррайтинг: почему МФО без него никуда
Источник изображения: Личный архив компании
Александр Похилюк
Александр Похилюк
Директор департамента андеррайтинга и верификации МФК «Лайм-Займ»

Высшее образование в сфере экономики и управления. Опыт работы в финансах более десяти лет, в андеррайтинге и фрод-мониторинге — более шести лет

Подробнее про эксперта

Новые инструменты и методы работы с данными, в том числе с big data, активно используются компаниями самых разных отраслей, включая финансовую. Однако не все бизнес-процессы стоит полностью автоматизировать и отдавать машинному обучению и искусственному интеллекту. Одним из таких процессов является андеррайтинг — индивидуальный подход к оценке финансовой состоятельности и добросовестности потенциального заемщика. О том, что это за направление, почему оно значимо для микрофинансовой организации и не может быть полностью автоматизировано, рассказал директор департамента андеррайтинга и верификации МФК «Лайм-Займ» Александр Похилюк.

— Если говорить простыми словами, то чем занимаются сотрудники андеррайтинга и верификации в микрофинансах?

Специалисты данных направлений занимаются оценкой в первую очередь кредитного риска, то есть вероятности наступления ситуации, при которой человек не вернет заемные деньги вовремя и уйдет в просрочку. Кроме того, андеррайтеры и верификаторы проводят антифрод-проверку заявок: уточняют данные из анкеты в личном общении с потенциальным клиентом компании, чтобы убедиться, что деньги запрашивает именно этот человек, а не родственник или мошенник. Еще одна функция — это дополнительно оценивать те заявки, которые отличаются от типичного портрета клиента компании, чтобы принять взвешенное и экономически обоснованное решение об одобрении или отказе в предоставлении займа.

— Во время конференций и публичных выступлений многие компании сектора говорят преимущественно о скоринге как важном бизнес-процессе. При этом в оценке клиентов участвуют сотрудники-андеррайтеры, которые проверяют потенциальных заемщиков вручную. Зачем компаниям сразу два процесса, которые решают одну задачу? Почему нельзя сделать акцент только на чем-то одном?

Дело в том, что андеррайтинг и скоринг в крупных компаниях — это, как правило, дополняющие функции единого процесса оценки рисков и принятия решения, куда каждый вносит вклад своих сильных сторон.

Система скоринга (например, кредитный рейтинг) основана на статистических моделях подобных клиентов в прошлом периоде и позволяет быстро оценивать вероятность дефолта текущего заемщика, выявлять неточности в анкете, противостоять массовому мошенничеству и решать ряд других задач. При этом андеррайтинг, если мы говорим про ручное рассмотрение заявок в микрофинансировании, часто включает в себя элементы скоринга, но с учетом персонализированных факторов, то есть это более детальный анализ, который может быть индивидуальным для каждого случая. 

Соответственно, сочетание андеррайтинга и скоринга позволяет микрофинансовой организации снижать кредитные риски, то есть минимизировать потери по взятым займам, которые клиенты не смогут вернуть, уйдя в просрочку и при этом не терять качественных и платежеспособных клиентов, которые отличаются от типичного портрета заемщика в компании.

— Андеррайтинг и верификация зачастую проводятся специалистами вручную. Почему бы не автоматизировать эти процессы и не внедрить новые технологии по типу ML и AI, как это делается в скоринге?

Скоринг в МФО построен именно на моделях, которые учитывают накопленную информацию о прежних клиентах, их поведении, финансовых потребностях и возможностях. Поэтому, конечно, с развитием больших данных компании стали активнее использовать новые инструменты, чтобы проводить автоматическую оценку заявок быстрее и эффективнее. 

Андеррайтинг опирается на экспертизу специалистов, которые дополнительно изучают анкеты, которые по тем или иным параметрам не смогли быть положительно оценены через модели и требуют уточнения. В этом смысле автоматизация возможна только в нескольких точках работы андеррайтеров и верификаторов.

Следует также отметить, что именно ручная проверка анкет заемщиков нашей командой позволяет бизнесу получать максимальный экономический эффект. Специалисты сталкиваются с новыми кейсами и профилями клиентов, за счет чего они постоянно обучаются и оттачивают не только мастерство идентификации потенциальных дефолтов, но и клиентов, которые будут ответственно и дисциплинированно пользоваться заемными средствами. В 2024 году эта дополнительная накапливаемая экспертиза позволила генерировать более 20 млн рублей выданных займов в месяц на прежнем потоке заявок без ухудшения качества кредитного портфеля «Лайм-Займ».

Часть накопленного опыта андеррайтинга используется в качестве подсказки для будущих улучшений в автоматизации скоринг-модели. 

— Как вы считаете, будет ли возможно однажды оформить микрозаем в один клик, нажатием одной кнопки?

По большей части заявок это уже возможно. Но, к сожалению, в 100% случаев это невозможно, т.к. риски мошенничеств, в том числе семейного фрода, все еще остаются актуальными. Дополнительное взаимодействие андеррайтера с потенциальным клиентом вместе с поведенческой аналитикой помогает в уточнении профиля клиента и снижении риска оформления мошеннического займа. 

Интересная цифра: В 2024 году доля отказов андеррайтинга «Лайм-Займ» в предоставлении займа при подозрении в мошенничестве составила 4,4%.

Кроме того, если портрет нового клиента, направившего заявку в компанию, отличается от типичной базы, для принятия решения по его анкете потребуется дополнительно привлечь экспертов, которые смогут запросить дополнительные данные, проверить их и оценить риски дефолта заемщика. И в таких случаях выдача микрозайма «в один клик» невозможна.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

11 лет на рынке микрофинансовКомпания была основана в 2013 году и сегодня является одним из лидеров на российском рынке
Рейтинг кредитоспособности ruBB+В 2024 году повышение рейтинга кредитоспособности от агентства «Эксперт РА»
> 59 млрд руб. выдано за 11 летТоп-3 МФО по объему выданных «длинных» микрозаймов по версии «Эксперт РА» в 2024 году
Сертификат ISO 9001:2015Единственная МФО, которая получила сертификат международного стандарта системы менеджмента качества
Сертификаты COPC и ISO 18295Единственная МФО, прошедшая аудит клиентского сервиса Apexberg (2023)

Контакты

Адрес
Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 48
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия