Top.Mail.Ru
РБК Компании
Публикации вашего бизнеса на РБК, доступ к эксклюзивам и аналитике: скидки до 70%
Получить скидку
Публикации вашего бизнеса на РБК,
доступ к эксклюзивам и аналитике:
со скидкой до 70%
Получить скидку

Образовательные выезды. Как переосмыслить концепцию экскурсии для детей

Образовательный подход, основанный на игровых механиках, вдохновляет на обучение, мотивирует и заманивает ребенка активностью
Образовательные выезды. Как переосмыслить концепцию экскурсии для детей
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Алиса»
Ксения Белик
Ксения Белик
Учитель истории и обществознания школы «Новый взгляд»

Выпускница НИУ ВШЭ по направлению «Историческое знание» (магистратура) и «История» (аспирантура), аспирантка Туринского университета, создала и вела курс «Лаборатория историка» для учеников Лицея ВШЭ

Подробнее про эксперта

Многие согласятся, что традиционные экскурсии часто сводятся к пассивному прослушиванию рассказа экскурсовода, тогда как современное образование требует активного вовлечения ученика в процесс. Уже Ян Амос Коменский в XVII столетии советовал начинать обучение «…не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Иными словами, ученики должны не только слышать, но и видеть, трогать, исследовать — иначе рассказ о новом превращается в скучное мероприятие. Современные практики подтверждают: односторонний монолог уже не вовлекает подростков, им нужны игровые и исследовательские форматы, которые мотивируют, вовлекают и развивают критическое мышление. Подход, основанный на игровых механиках, вдохновляет на обучение, мотивирует и заманивает ребенка активностью.

Интерактивные форматы: квесты, ролевые и игровые механики

Сегодня в школьных поездках применяются самые разные игровые механики. На практике это могут быть:

  • Интерактивные квесты — командные квест-игры по маршруту (на улице, в музее или на предприятии) с поиском подсказок и решением задач. В ходе такого квеста задействованы воображение, интеллект и творчество учащихся. Как отмечают исследователи, образовательный квест вовлекает ребят в активный познавательный процесс, формирует командный дух и личную ответственность, раскрывает их способности и повышает интерес к учебе.
  • Ролевые игры и инсценировки — когда школьники берут на себя роли исторических персонажей или участников событий. Игра развивает социальные навыки: в ходе ролевой беседы дети учатся слушать, высказывать свою точку зрения, договариваться в команде. А еще в таком действии они присваивают себе окружающее пространство. 
  • Театральные постановки и сторителлинг — экскурсовод может выступать в образе, рассказывать историю через диалог или сценку. Например, на маршрут по городу или музею могут отправиться «группы ученых» или «детективные агентства», и каждый отрабатывает свои «профессиональные» навыки. Этот подход превращает экскурсию в интерактивный спектакль: ученики становятся не зрителями, а участниками события. 
  • Технологические и медиа элементы — QR-коды с мини-викторинами, виртуальная реальность, съемка видео и подкастов прямо на маршруте. Обязательный акцент — обратная связь: ученики обмениваются впечатлениями, сравнивают полученные знания с тем, что уже знали, и формулируют выводы. Игровой подход обеспечивает непрерывную мотивацию за счет мгновенного результата и ощущения прогресса.

Важно, чтобы привычный «рассказ истории» сменялся активными действиями: ученики делают — и через это понимают. Такой подход соответствует современным тенденциям музейной педагогики: все чаще становятся нормой  интерактивные игровые формы, в которых учащийся вовлечен в общение и творчество.

Город как пространство интерпретаций: Санкт-Петербург 

На наших образовательных поездках мы активно применяем описанные методы. В одном из школьных путешествий в Санкт-Петербурге каждый день программы был посвящен одной тематике — «оптике» восприятия города. Так, один день прошел под лозунгом «город как источник» (мы искали исторические следы о людях и событиях Петербурга), другой — «город как текст» (осмысливали архитектуру и улицы как повествование о литературе), «город как место встречи» и «город как отправная точка». Эта идея пространства города позаимствована из университетских курсов, где студенты учатся анализировать город как междисциплинарный объект. Мы адаптировали ее для школьников: после дня-погружения ребята группами вечером проводили «практические исследования» в формате творческих интенсивов. Например после литературной оптики вечером ребята оказались в литературном кафе-мидраш, где получили закуски (вопросы к тексту), основное блюдо (сам текст) и десерт (стихи и цитаты). А после дня исторического фокуса вечером ребята объединились в реально существовавшие редакции газет и журналов: так они подводили итоги дня и составляли новостной выпуск в дореволюционной верстке.

Каждый тематический день ученики снимали на видео и фиксировали в «дневнике городского дрейфа»: они вели заметки о своих ощущениях, эмоциях, находках и новом опыте. Это часть метазадач, помогающих связать разрозненные дни в целостное путешествие. После любой экскурсии важно рефлексировать и осмысливать новое. В образовательной практике намечено деление знаний на главное и второстепенное, сравнение с известным и формулировка выводов. Кроме того, ребята создавали видео тизеры каждой темы. Эти видеоролики стали своеобразными трейлерами поездки: через них школьники делились увиденным с одноклассниками и родителями, повторяя своими словами главный месседж дня.

Такой подход показывает результат: даже Петербург — «протоптанный» маршрут — способен заиграть новыми красками. Яркие игровые форматы и авторская подача материала сделали известный город неожиданным. Школьники вспоминали экскурсии как «увлекательное приключение», а не нудное занятие.

Рефлексия и метазадачи

Важная составляющая любой экскурсии — рефлексия и обобщение полученного опыта. Без обработки информации впечатления рассыпаются в кучку эпизодов. В рамках поездок мы формируем дневные «объединяющие» активности: творческие проекты, обсуждения, игры по итогам дня. Это соответствует современным тенденциям педагогики: во время экскурсии в голове ребенка происходит деление информации на главное и второстепенное, сравнение с тем, что он уже знает, и построение выводов. Например, после экскурсии по краеведческому музею мы предлагаем ученикам оформить итоги в виде короткой презентации или таблицы, чтобы «усвоить и переработать» материал. Также мы стараемся задействовать цифровые метазадачи: создание видеоотчетов, фото-квестов, цифровых дневников. Это учит навыкам коммуникации и креатива, превращая образовательный выезд в проект.

Метазадачи объединяют дни в целостный пазл. Кроме видео, в разных локациях мы предлагали:

  • Вести «дневник городского дрейфа»: короткие заметки или иллюстрации о том, что запомнилось.
  • Составлять интерактивную карту маршрута с отзывами: пометить, где что узнали, где возникли вопросы.
  • Организовывать финальные презентации: группы обобщают весь опыт (например, делают газету или онлайн-блог по итогам поездки).

Эти задания превращают путешествие в единый образовательный сценарий и дают ученикам ощущение прогресса. Как отмечают исследователи музейной педагогики, вовлечение учащегося в творческую деятельность с обратной связью повышает мотивацию и усвоение.

Выводы

Экскурсия перестает быть «дополнительным развлечением» и превращается в полноценное погружение в предмет на свежем воздухе. Интерактивные форматы — квесты, ролевые игры, театральные инсценировки — задействуют ученика целиком, а не только его память. По итогам таких поездок легко отследить активную включенность в процесс : дети задают вопросы и получают знания из «первых рук». Это подтверждает аналитика: когда учащийся не просто слушает, а участвует, экскурсия становится эффективнее.

Даже тщательно изученные направления, будь то Санкт-Петербург или Нижний Новгород, заиграли по-новому. Мы переосмысливаем стандартную программу через игру и исследование: и получаем то же историческое или филологическое наполнение, но через призму творчества и коллективной работы. Такие путешествия, помимо фактических знаний, воспитывают у школьников навыки работы в команде и самостоятельного поиска, что особенно актуально сегодня.

В итоге школьная поездка — это уже не просто монолог гида, а комплекс образовательных игр и опытов с обязательной рефлексией. Наши кейсы демонстрируют, что эти идеи применимы и в классических маршрутах, и в новых локациях. Иными словами, будущее школьного путешествия — это экскурсия 2.0, где пространство города ученик «читает» и «создает» сам.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Школа «Новый взгляд»Стала победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» в 2024 году
Кампус школыПобедитель премии Office Next Awards‘25 в номинации «Лучшее образовательное пространство года»
По национальным стандартамЭкосертификации «Клевер» зданию школы присужден уровень «Золото»

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, 1-й Шибаевский пер., д. 4
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия