РБК Компании

Почему реверс-инжинирингу нужен ГОСТ

Необходимость разработки нормативной базы для обратного проектирования: анализ текущей ситуации и перспективы регулирования
Почему реверс-инжинирингу нужен ГОСТ
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Ideogram
Дмитрий Калеев
Дмитрий Калеев
Основатель и генеральный директор ООО «Инжиниринговая компания «Комплекс КАД»

Инженер с опытом работы в машиностроительном проектировании более 12 лет, реализовал свыше 1500 проектов. Магистр технических наук. Эксперт для СМИ, спикер отраслевых форумов, семинаров и курсов ПК

Подробнее про эксперта

На фоне сложностей с поставками комплектующих из-за санкционных ограничений промышленность, машиностроение, станкостроение и другие сферы испытывают дефицит критически важных деталей. Одна из возможных стратегий решения проблемы — закупки на альтернативных рынках. Однако это приводит к появлению новой зависимости от внешних поставщиков, что делает ситуацию нестабильной.

Реверс-инжиниринг же предлагает устойчивый выход: он позволяет самостоятельно разрабатывать и производить необходимые комплектующие без привязки к зарубежным компаниям. Тем не менее, отсутствие единых стандартов в этой области создает серьезные риски.

От несогласованности — к единому стандарту

Сейчас все инженеры работают по ГОСТ 2.103-2013 «Единая система конструкторской документации. Стадии разработки». Однако этот стандарт не учитывает специфику реверс-инжиниринга. Без отдельного ГОСТа каждая компания разрабатывает изделия по своим методикам, что приводит к несогласованности. На одну и ту же деталь могут быть созданы разные чертежи с разными параметрами, что затрудняет унификацию и в последствии производство.

Кроме того, в машиностроительной отрасли наблюдается серьезный дефицит квалифицированных кадров. Нередко организации привлекают к сложным работам недостаточно подготовленных специалистов, вплоть до случайных сотрудников с биржи труда, которые не то, что реверс-инжинирингом прежде не занимались, а вообще не имеют базового технического образования.

Во время работы с крупной транснациональной компанией мы столкнулись с ситуацией, как привлеченные подрядчики в буквальном смысле сканировали... шпонки.

 Для тех, кто не в курсе, что это за деталь, поясню, в чем абсурдность ситуации. Шпонка — бесчертежное, типовое изделие с четко нормированными параметрами по ГОСТ. Ее размеры полностью стандартизированы. И любой квалифицированный инженер знает, что сканирование здесь не требуется.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, где:

  1. Существуют реальные производственные потребности.
  2. Имеется нормативная база (ГОСТы).
  3. Но катастрофически не хватает компетентных исполнителей.

Чтобы избежать хаоса и гарантировать качество работ, необходимо на законодательном уровне закрепить четкий порядок оказания услуг в сфере реверс-инжиниринга.

ГОСТ позволит:

  • установить единые правила для всех участников рынка;
  • повысить качество инженерных работ;
  • исключить ошибки и дублирование чертежей;
  • обеспечить бесперебойное производство необходимых комплектующих.
Почему реверс-инжинирингу нужен ГОСТ

Что для этого нужно

Чтобы процесс реверс-инжиниринга стал системным и прозрачным, необходимо:

  • Сформировать отраслевые комиссии — экспертные группы по каждому направлению промышленности. В состав таких комиссий должны входить специалисты, занимающиеся ремонтом оборудования, техническим снабжением и производством комплектующих.
  • Собрать информацию о потребностях в запчастях и узлах — провести опросы среди предприятий стратегически важных отраслей промышленности, чтобы понять, какие элементы необходимы в первую очередь.
  • Провести экспертный анализ данных — изучить полученную информацию и определить наиболее востребованные типы оборудования, требующие приоритетного обслуживания.
  • Составить каталог расходных и запасных частей — выделить ключевые детали и узлы, необходимые для ремонта и обслуживания типового оборудования в разных сферах.
  • Выявить уникальные элементы — определить комплектующие с уникальными конструкционными решениями или специальными материалами, мало распространенными в отечественном машиностроении.
  • Разработать стандарты сбора информации — установить четкие правила по исследованию целевых изделий, учитывая их область применения, условия эксплуатации и функциональность.
  • Регламентировать процесс обработки данных — разработать методики для перевода полученной информации в конструкторскую документацию с последующим изготовлением опытных образцов и проведением испытаний.
  • Создать сертификационный орган — ввести обязательную сертификацию организаций, занимающихся реверс-инжинирингом, и установить единые стандарты для их деятельности.
  • Определить пути поиска технологических решений — сформировать технические задания для разработки новых процессов и производственных операций.
  • Учредить гранты на развитие технологий — поддерживать проекты, связанные с созданием новых материалов, покрытий, сплавов и технологий обработки.
  • Ввести в эксплуатацию испытательные лаборатории — разработать методики тестирования деталей, произведенных с помощью реверс-инжиниринга, и создать комиссии для приемки работ в разных промышленных сферах.
  • Сформировать централизованный реестр чертежей — вести единую базу данных сертифицированных комплектующих, регулярно обновляя информацию и внося изменения на основе опыта эксплуатации.
  • Организовать саморегулируемую структуру — объединить предприятия, использующие иностранное оборудование, в специализированные организации по каждой отрасли промышленности.
  • Запустить «горячую линию» — создать службу консультаций по вопросам эксплуатации новых комплектующих.
  • Утвердить реестр сертифицированных заводов-изготовителей — определить предприятия, допущенные к производству деталей по утвержденной документации.

Разработка и внедрение такого стандарта станет важным шагом к технологической независимости нашей страны и обеспечению промышленных предприятий всеми необходимыми деталями и узлами.

Источники изображений:

Сгенерировано нейросетями Ideogram, Recraft

Интересное:

Все новости:

Достижения

Эксперт в реверс-инжинирингеСвыше 1000 реализованных проектов в сфере обратного инжиниринга для импортозамещения

Контакты

Адрес
214030, Россия, г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, д. 3, оф. 407
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия