РБК Компании

Опыт российских ритейлеров: как автоматизация повышает эффективность

Тренды в самообслуживании формируют новый облик ритейла. Как кассы самообслуживания сокращают издержки и повышают прибыль магазинов
Опыт российских ритейлеров: как автоматизация повышает эффективность
Источник изображения: Freepik.com
Олег Карпович
Олег Карпович
Директор по развитию бизнеса

12 лет опыта в индустрии FMCG, как на стороне ритейлера, так и на тороне производителей оборудования и ПО для торговли

Подробнее про эксперта

Кажется, что цифровая революция в ритейле достигла апогея. Оплата товаров с использованием биометрии, магазины без продавцов и круглосуточный доступ по QR-коду — уже давно не фантазии футурологов. Вместе с тем ключевую роль в экономике розницы по-прежнему играют все те же интуитивно понятные технологии. 

На какие решения сегодня делают ставку ритейлеры и какова реальная экономическая выгода от внедрения «умных» устройств в торговом зале, рассказал директор по развитию бизнеса компании «Сервис Плюс» Олег Карпович.

Трансформация бизнес-процессов

Последние несколько лет трансформация бизнес-процессов в ритейле связана главным образом с внедрением устройств самообслуживания в торговом зале. Их используют более половины всех крупных торговых сетей. Выбор розницы подтвержден практикой и анализом экономической выгоды. 

Заметную роль в автоматизации сыграло и изменившееся потребительское поведение. По статистике 60% покупателей предпочитают обходиться без кассира, чтобы контролировать процесс покупки и финальную сумму оплаты по чеку. Как результат — частота посещений магазина пользователями касс самообслуживания выше в полтора раза. В пиковые часы примерно 70% покупателей, не желая терять время в очереди, выбирают для оплаты именно такие устройства.

Отвечая на эти изменения, производители предлагают ритейлу три основных типа решений для автоматизации кассовых операций, каждый из которых имеет свои особенности и форматы применения. Рассмотрим их подробнее, чтобы помочь в выборе наиболее подходящего варианта для конкретных задач торговой точки.

Классические кассы самообслуживания (КСО)

Типичные форматы использования:

  • Супермаркеты с высоким потоком покупателей
  • Магазины формата «у дома»
  • Торговые точки с невысоким средним чеком
  • Магазины с высокой долей молодой аудитории
  • Точки продаж с частыми пиковыми нагрузками

Вслед за крупными торговыми сетями кассы самообслуживания (КСО) появились в небольших магазинах формата «у дома» и дискаунтерах. Это позволило снизить затраты на оплату сотрудников в условиях дефицита кадров, а там, где необходимо — полностью заменить работу кассира, параллельно увеличив пропускную способность магазина в период пиковых нагрузок. Удачно вписалась в небольшие форматы эргономика решений — вместо одной обычной кассы в торговом зале можно установить несколько КСО, существенно сэкономив полезную площадь. 

Как технологический партнер многих крупнейших торговых сетей, мы внимательно анализируем запросы розницы. Подавляющее количество игроков рынка подтверждают ценность технологий самообслуживания. Не в последнюю очередь потому, что возможности таких решений кардинально расширились. Например, системами видеораспознавания товара сегодня оснащены не только кассы, но и даже весы. 

Таким образом новые поколения устройств самообслуживания стали, по сути, универсальным инструментом и безусловным трендом для розничной торговли.

В последнее время спрос на подобные решения вырос не только в продуктовом, но и в фуд-ритейле, а также в магазинах категории DIY, отелях, фитнес-центрах и АЗС. 

Функционал КСО помогает справляться с ключевыми проблемами ритейла  — сокращает издержки в операционной деятельности, генерирует рост трафика, помогает избавиться от очередей и модернизировать магазины без дополнительных расходов. 

Показателен пример «Магнита», который оснастил подобными устройствами 95% своих супермаркетов и намерен довести их общее количество в сети почти до 40 тысяч. В списке других крупнейших сетей, активно использующих кассы самообслуживания — «Перекресток», «Глобус», «Спортмастер», «Ашан». 

Ритейлеры все чаще отдают предпочтение кассам с системами демонстрации контента, возможностью подключения периферийных устройств и получения данных для аналитики и маркетологов, а также системам видеораспознавания товаров. Искусственный интеллект в таком устройстве с максимальной точностью и в считанные секунды распознает товар на кассе. 

Система сама определяет тип и вес товара, а покупателю остается только подтвердить позицию на экране. Автоматизация процесса позволяет сократить время обслуживания каждого клиента, тем самым увеличивая проходимость торгового зала.

Ритейлеры все чаще останавливают свой выбор на решениях, позволяющих максимизировать прибыль розничной организации при минимальных затратах на персонал.

С первого дня установки кассы самообслуживания (КСО) около 20% покупателей выбирают этот способ оплаты. Основные причины — отсутствие очередей и возможность самостоятельно контролировать скорость обслуживания, что особенно привлекает молодых покупателей.

Одна из наиболее популярных в розничных сетях российских моделей КСО управляется компактным безвентиляторным компьютером, способным работать в круглосуточном режиме на протяжение многих лет. Сканер кассы считывает не только штрих-коды, но и QR-коды товаров, подлежащих обязательной маркировке. Тестовый режим показал превосходство над зарубежными аналогами по скорости чтения кодов.

Компьютерное зрение выступает также в роли системы контроля, автоматически распознавая товар и его стоимость, даже если упаковка товара частично прикрыта рукой. Если при сканировании на кассе допущена ошибка, система вызовет сотрудника на место инцидента — в ее функционал заложено несколько типов алармирования. 

Гибридные кассы

Типичные форматы использования:

  • Магазины с неравномерным потоком покупателей в течение дня
  • Торговые точки с ограниченным пространством кассовой зоны
  • Магазины, работающие в круглосуточном режиме
  • Супермаркеты, где требуется гибкое управление потоком покупателей
  • Точки продаж с частым отсутствием кассира

Одна из последних разработок, очень востребованная как сетями, так и отдельными магазинами — гибридная касса, имеющая двойной функционал — самообслуживания и обычной кассы. Она устроена так, что отсутствие кассира на рабочем месте никоим образом не сказывается на работе магазина — покупатель может самостоятельно расплатиться, не дожидаясь возвращения сотрудника. 

Кассиру перед уходом достаточно лишь развернуть платформу устройства в сторону посетителя, а по возвращении вернуть ее в исходное состояние и продолжить работу. Одна из крупнейших  российских сетей только на операционных расходах с такими кассами смогла сэкономить несколько миллионов рублей.

Экономический эффект использования КСО

В среднем внедрение систем самообслуживания позволяет достичь следующих результатов:

Рост финансовых показателей:

  • Увеличение общей выручки магазина до 50%
  • Рост среднего чека за счет дополнительных продаж
  • Окупаемость оборудования за 12-18 месяцев при среднем потоке покупателей

Улучшение операционной эффективности:

  • Увеличение скорости обслуживания до 87%
  • Повышение частоты посещений на 40% среди пользователей касс самообслуживания
  • Привлечение до 20% покупателей в первый день установки
  • Сокращение очередей в пиковые часы
  • Увеличение общей пропускной способности магазина

Оптимизация расходов:

  • Сокращение затрат на персонал
  • Возможность уменьшения пересорта с 3% до 0,1%
  • Повышение эффективности использования торговой площади
  • Снижение общих операционных затрат

Программное обеспечение и интеграция

В списке наиболее значимых критериев при выборе устройств самообслуживания — программное обеспечение. Особенно, если софт способен обеспечить непрерывность бизнес-операций, тестирование новых форматов, а также поддержку работоспособности имеющихся IT-систем. 

Если для обычных касс разработчики предлагали стандартное ПО, то устройства самообслуживания потребовали создания специального программного продукта с учетом специфики процессов самообслуживания и поведения покупателей. Сейчас это ПО работает в десятках тысяч устройств, причем не только на российском рынке, но и в СНГ. Его уникальность в том, что оно изначально разрабатывалось для решения специфических задач самообслуживания и при этом позволяет ритейлеру управлять всей кассовой линейкой в рознице, будь то отдельно взятый магазин, или целая сеть.

Модульная структура дает возможность в любой момент подключать нужные функции и следить за каждой кассой благодаря системе мониторинга. Чтобы проверить все ли в порядке с кассами, специалист может подключиться к системе дистанционно, проанализировать ситуацию и принять нужное решение.

По статистике все больше ритейлеров стараются приобрести оборудование с готовым ПО, не требующим последующей доработки на месте и дополнительных расходов. Причем выигрыш розничных организаций связан с выбором именно микросервисной архитектуры. В отличие от монолитной она максимально упрощает обслуживание устройств и подключение новых элементов периферии. 

Тренд, который сегодня набирает обороты — внедрение облачных технологий и отказ от продажи разовых лицензий с переходом на подписку.

Когда торговая сеть растет за счет открытия новых магазинов, бизнесу важно понимать — как система сможет справляться с возросшей нагрузкой, позволит ли эффективно масштабировать бизнес. 

Специальный софт для КСО открывает неограниченные возможности в дизайне экрана в виде разнообразных вариантов диалогового окна для взаимодействия с покупателем: добавления логотипов, специальных диалогов и режима вывода рекламы, изменения последовательности символов на дисплее. 

Кстати в апреле на технологическом форуме для розничных компаний в Москве будет представлен уникальный конструктор экранных форм. С его помощью ритейлер может сам создать, например, интерфейс любой конфигурации и выбрать тот дизайн, который максимально отвечает потребностям его бизнеса.

Сегодня мы наблюдаем, насколько заметно вырос спрос на внедрение инновационных технологий, как в сфере оборудования, так и программного обеспечения. Российский ритейл смог достаточно быстро модернизировать свои магазины за счет уникальных отечественных разработок, ключевое отличие которых — в универсальности и мультифункциональности. Все настойчивее эти качества формируют облик магазина нового поколения, где искусственный интеллект стремительно приходит на смену традиционным решениям.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
4 октября 2013
Уставной капитал
150 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Москворечье-Сабурово, ул. Котляковская, д. 5
ОГРН
1137746913072
ИНН
7724892904
КПП
772401001
Среднесписочная численность
63 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия