РБК Компании

Эффективное взаимодействие: ИИ в тендерной деятельности

Успех компании во многом основывается на применении современных методов управления данными и процессами — «искусственный интеллект» уже не мода, а практика
Эффективное взаимодействие: ИИ в тендерной деятельности
Источник изображения: Пресс-служба компании
Андрей Пожаров
Андрей Пожаров
Учредитель и руководитель управляющей компании «Эффективное взаимодействие»

Более 20 лет опыта в тендерном секторе, опыт создания успешных компаний и команд, внедрения интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений и четкая система менеджмента компаний

Подробнее про эксперта

Андрей Пожаров — руководитель компании «Эффективное взаимодействие», профессионал тендерного сектора с опытом более 20 лет.

Такая серьезная дистанция дает возможность трезво оценить все изменения на рынке тендеров. С другой стороны, успех компании во многом основывается на применении современных методов управления данными и процессами — для Пожарова и его сотрудников слова «искусственный интеллект» уже давно не просто термин, а суть ежедневной работы.

Андрей, ваши компании занимаются тендерами. Для многих это не совсем понятно, а уже тем более непонятно, причем тут искусственный интеллект.

Очень их понимаю. К сожалению, до сих пор тендерный рынок многими воспринимается как нечто, покрытое пеленой тайны. А это, напротив, в последние годы крайне открытый и прозрачный рынок, где есть четкие правила, где есть высокая конкуренция, и чтобы на дистанции системно оказываться первыми, интеллектуальные помощники нужны обязательно. Мы это поняли давно, и у нас есть свои собственные разработки.

А как именно, по вашему мнению, меняется рынок тендеров?

Например, кардинально изменилась ситуация с доступом к информации. Если раньше крайне сложно было найти сами тендерные заявки, вовремя отреагировать, то сегодня такой проблемы нет. Сегодня проблема не в том, чтобы найти заявки, а в том, чтобы оперативно и эффективно обработать такое огромное количество информации, чтобы принимать взвешенные решения. Если, условно, вчера мы играли все, что нашли — то сегодня мы выбираем, что играть.

Соответственно, возникла задача четкой навигации и отбора именно таких тендеров и заказчиков, с которыми мы хотим работать. Сделать это вручную — значит не только потратить уйму времени и сил, но и забить голову менеджеров огромным массивом информации, что приводит к ошибкам и выгоранию.

Именно тут в дело включается искусственный интеллект.        

Каким образом это происходит?

Расскажу в подробностях. Нашим первым проектом в области автоматизации и ИИ-аналитики стал тендер-бот.

Что он делает:

  • ведет автоматический поиск информации по ТЗ по более чем 200 площадкам;
  • проводит первичный отбор подходящих по заданным параметрам лотов;
  • скачивает тендерную документацию и направляет ее далее ИИ для анализа (робот (RPA));
  • извлекает ключевую информацию — какие номенклатура, технические характеристики, адреса, сроки поставок указаны в заявках;
  • затем дотошно раскладывает задачи по задачникам вовлеченных в процесс сотрудников;
  • по мере исполнения сотрудниками своей части работы, переводит задачи от одного исполнителя к другому, тем самым синхронизируя усилия сотрудников;
  • в финале создает понятный интерфейс, помогающий принимать решения на всех этапах.

И какой эффект вы как компания получаете от этого тендер-бота в итоге?

Мощный эффект: тендер-бот это аналитика 100 тендеров в день, это 300 минут экономии рабочего времени (но мы понимаем, что это чистое время, а человек не машина, ему нужно пить кофе, отдыхать, он может совершать ошибки и в силу напряженности работы, и в силу незнания чего-то, и в силу высокой ответственности в принятии решений). Таким образом, мы получаем свободный ресурс времени и сил высококлассного специалиста, а сам ИИ обеспечивает скорость и точность анализа, при этом не просит ни кофе, ни перерывов.

Система сама отсекает неподходящие тендеры по заданным нами критериям, сама проверяет по открытым данным надежность заказчика. Таким образом, мы не тратим время на ненужную суету, которая не принесет выгоды, но может принести проблемы.

К примеру, нас не интересует сумма лота ниже 5-7 миллионов — такие лоты мы не рассматриваем. Мы сразу получаем информацию, очищенную от лотов, которые не подходят по ограничениям или способны затруднить поставки.

Критерии отбора можно гибко изменять. Все вместе позволяет команде не тратить время на бесперспективные проекты. А значит что? — меньше разочарований, больше мотивации работать хорошо и успешно.

Данный софт работает, так скажем, сверху вниз — от заказчика к исполнителю. Очень интересная воронка. А что делает второй упомянутый ИИ-помощник — маркет-бот?

Это, говоря человеческим языком, коллега тендер-бота, но со своими задачами и результатами.

Что он делает:

  • обрабатывает номенклатуру с заданными техническими характеристиками;
  • ищет в интернете подходящие товары;
  • использует ИИ для оценки соответствия найденного требованиям, по 10-бальной системе;
  • предлагает пользователю готовый список товаров, цены,контакты производителей и поставщиков под выбранные параметры.

Таким образом, мы экономим до 10 минут на поиск одной единицы товара, а в конкурсе где за 2 дня бывает нужно найти 100-200 наименований незнакомой продукции, отправить запросы, обработать ответы и все это превратить в тендерное задание, это очень важные 10 минут, которые выливаются в сутки человеко-часов и человеко-нервов. Не менее важно избавить сотрудника от монототнной работы, с высоким риском ошибки.

Получается, за счет ваших ИИ-помощников у вас получается опережать конкурентов как в скорости, так и в качестве, и не тратить силы на ненужное?

Вы все поняли верно. Более того, сейчас мы пришли к идее объединения нескольких ИИ-продуктов, чтобы аналитика шла встречным путем. Чтобы в ситуации, когда в лоте появляются незнакомые нам товары, система могла оперативно подобрать варианты из имеющегося «банка решений», показать цены и варианты поставщиков, попутно дав юридическую оценку надежности партнера.

И тогда специалисту останется выбрать наиболее подходящий вариант. А мы сэкономим еще больше времени и сил.

А как быть тем, кто только начинает или даже только думает начать свой путь в тендеры?

Хороший вопрос. Первое — найти наставника, который поможет разобраться в этом направлении, расскажет всю правду и поможет принять решение — стоит ли туда идти, а если стоит, то с чем, подскажет, где можно споткнуться, и как этого не допустить.

Скажу так — нужна тренерская подготовка к шахматному дебюту. Очень уж похожа тендерная игра на шахматы, но надо знать правила, понимать риски и возможности, иметь опыт турниров. Мы в рамках компании консультируем желающих, кого-то берем на борт, а кому-то рекомендуем самостоятельное плавание. Также у меня есть мастер-классы и курсы, основанные на многолетнем опыте, которым я готов делиться. Почему? Потому что это поможет всему рынку тендеров стать еще более открытым и эффективным.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации08.10.2021
Уставной капитал500 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 1, эт/ком/пом/ком 4/А,Б/Х/17
ОГРН 1217700478005
ИНН / КПП 9722009009 772201001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

E-mail JURIST@SALESTRAIN.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия