Принуждать или учить: поколение Z и подлинное искусство
Современное искусство — гармония между инновациями и традициями. Поддержка художников, исследующих местные традиции, сформирует уникальное, самобытное искусствоЧлен Союза Художников. Художник-реалист, живописец, портретист, жанрист.
С детства нас приучают к родной культуре, в школах, музеях, по телевидению. Мы видим, классическую живопись несущую смыслы, духовность и гуманизм российской культуры. Наш взгляд не осознанно привыкает к тому, что нам преподносят, формируется представление о том, что такое хорошо, что правильно.
Изучая язык речи, с раннего детства мы приучаемся к звуку, традиции родного языка и именно этим путем приобретаем культуру страны, в которой мы живем. Тоже самое получается и с искусством, которое мы преподносим молодому поколению с младых ногтей! Если мы спросим ребенка 7-13 лет какая картина ему нравится, в классическом стиле или абстракционизм, например, то конечно ответ будет в пользу классики. Потому, что в этом возрасте им понятно то, что они видят в реальности. И то, что отложилось в памяти после посещения выставок, к примеру Третьяковской галерее или Пушкинском музее. Следовательно, выработанном с рождения вкусом к искусству! Подростковый возраст уже подвластен моде и склонен быть в мейнстриме, тут уже взгляды меняются. Помимо понятного подросткового нигилизма, появляется еще и ориентация на модность, на успех. Но это ведь те же навязанные взгляды, только с обратным знаком. Теперь, наоборот, отрицается все традиционное, классическое, родное. Стремясь копировать западные тренды и тенденции (Замечу в скобках, а это ведь тоже уже стало нашей традицией со времен Петра I) мы приучаем наше новое поколение к их культуре, теряя конечно же наше отечественное! Я ни в коем случае не выступаю за «железный занавес» в культуре вообще и в живописи в частности.
В 18-19 веке выпускники Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества ездили за границу «для усовершенствования в искусстве». Благодаря поездкам в Европу молодые русские художники получали возможность творческого самоопределения и предлагали пути обновления отечественной живописи. И они остались носителями именно отечественных традиций, обогащенных зарубежными опытом, культурными кодами, техникой и идеями. Но — баланс! Вот что важно. Взаимопроникновение не есть копирование.
Сегодня же мы, к сожалению, часто сталкиваемся с лишь перениманием идеи, буквальным копированием. Элементы традиционной культуры, как базовая составляющая восприятия мира и формирования отношения к искусству, уходят на второй план. Та же картина наблюдалась и у писателей России. Они уезжали странствовать по миру, искали вдохновение и новые идеи в чужих странах, но их сердца всегда оставались на Родине. Великий Лев Толстой, часть своего уникального романа «Война и мир» написавший на французском языке, все же остался бессменно русским писателем. Его произведения сегодня читают во всем мире, и это прочное свидетельство того, что русская душа может быть понятна каждому, независимо от исторического и культурного фона.
Как глубоко укоренившийся в почве цветок, отечественная культура творчества врастала в мировые процессы искусства. И даже самое красивое растение, лишенное корней, не сможет жить, в сравнении с тем, кто силен своими корнями.
Для осознания этой неоспоримой истины достаточно вспомнить об истоках отечественного искусства — о передвижниках, о Рерихе и его неповторимых духовных поисках.
Сохраняя свои корни, наши предшественники создавали уникальные произведения, которые до сих пор украшают музеи мира и вдохновляют миллионы людей. Возвращение к истокам, к творческим принципам наших великих отечественных художников и писателей, в лучшем смысле этого слова, может стать нашим главным ответственным шагом в ближайшем будущем — в сторону сохранения и развития культуры на Родной земле.
Чтобы возродить исконное искусство, необходимо поощрять художников, которые занимаются исследованием местных культурных традиций. Необходимо поддерживать независимые художественные пространства, где художники могут свободно выражать свои уникальные видения. Современное искусство может быть средством выражения культурной идентичности, а не ее стирания. Поддерживая связь с отечественной культурной традицией, российские художники могут создать динамичное и самобытное искусство, которое будет отражать уникальный русский опыт.
Таким образом, современное российское искусство не будет простым подражанием западу, и оно не потеряет своих национальных корней. Оно будет эволюционировать, трансформироваться, и интегрируется в глобальный художественный контекст, при этом сохраняя свою уникальную идентичность и продолжая развивать наше родное искусство в новых формах и направлениях.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль