РБК Компании

Как перевозчику нарастить автопарк: сравниваем три способа купить технику

Когда транспортной компании лучше потратить на тягачи и полуприцепы свои деньги, а в каких случаях — использовать кредитное плечо или оформить аренду.
Как перевозчику нарастить автопарк: сравниваем три способа купить технику
Евгений Поправка
Евгений ПоправкаИсполнительный директор компании Полуприцеп.рф

Исполнительный директор компании Полуприцеп.рф.

Подробнее

Задачу по расширению автопарка регулярно решают многие транспортные компании. Одним техника нужна, чтобы работать с новыми направлениями и видами грузоперевозок, другим — для увеличения своей доли рынка и борьбы за крупных заказчиков. Для нашей компании, например, это часть бизнес-модели: мы занимаемся арендой полуприцепов и за четыре года сформировали собственный автопарк — больше 1 000 единиц. И знаем, что каждый раз при покупке техники надо рассматривать все доступные финансовые инструменты и выбирать тот, который больше подходит под цели грузоперевозчика. В этой статье сравним три основных способа увеличения автопарка, выделим основные плюсы и минусы каждого из них.

Покупка на собственные средства

Приобретение новой или подержанной техники у дилера, частной компании или продавца — физического лица. Обычно покупатель полностью оплачивает всю стоимость и сразу получает технику в собственность.

Особенности. Ключевой плюс — при таком способе наращивания автопарка у транспортной компании не возникает никаких кредитных обязательств. Не нужно вносить ежемесячные платежи — значит, меньше вероятность кассовых разрывов и риски не выполнить другие финансовые обязательства (по выплате зарплат сотрудникам, уплате налогов и пр.). Однако такая модель требует серьезных затрат и обычно не позволяет быстро увеличить количество техники в парке. И хотя техника становится собственным активом, который положительно отражается на финансовом балансе, вместе с тем возникают дополнительные расходы на содержание, ремонт и страховку. 

Когда выгодно использовать. Покупка на собственные средства выгодна, если техника в месяц зарабатывает меньше, чем уходило бы на кредитные платежи за нее. Так происходит, если у грузоперевозчика низкорентабельный бизнес или кредитные ставки очень высокие, а значит, большой ежемесячный платеж. Еще этот вариант подходит бизнесу с нестабильным денежным потоком, например если грузоперевозки носят ярко выраженный сезонный характер: в низкий сезон, когда число заказов (а значит, и выручка) падает, таким компаниям крайне затруднительно выплачивать кредиты. 

Покупка на заемные средства

Как правило, трехсторонняя сделка, в которой участвуют транспортная компания, продавец техники и банк. Покупатель вносит авансовый платеж (в среднем 10—20% от стоимости), а потом выплачивает ежемесячные платежи. Пока долг полностью не погашен, техника остается в собственности у кредитора. 

Здесь есть несколько вариантов: покупка в кредит, лизинг или аренда с правом выкупа. Они отличаются по исходным условиям — процентной ставке, размеру первоначального взноса и пр., однако при круговом обороте техники (покупка, использование, продажа) дают практически одинаковые финансовые показатели. 

Особенности. Этот способ позволяет заметно быстрее нарастить автопарк, чем при покупке полностью за собственные средства. За ту же сумму можно получить больше единиц техники: потратить выделенный бюджет на первоначальные взносы, а остальную стоимость покрывать ежемесячными платежами. Минус в том, что вместе с кредитом у перевозчика возникают долгосрочные финансовые обязательства: если компания по какой-то причине останется без заказов, погашать долг ей будет сложно. Играет роль и величина кредитной ставки, привязанной к ключевой ставке Банка России: когда она растет, этот инструмент становится слишком дорогим и рискованным, а доля лизинговых сделок на рынке падает до нуля.

Когда выгодно использовать. Подходит бизнесу с хорошей рентабельностью, который в месяц зарабатывает на единице техники больше, чем нужно платить по кредиту. Перевозчику выгоднее потратить свой капитал не на покупку техники за ее полную цену, а на авансы, взять больше сцепок в кредит и получить в итоге больше выручки. 

Краткосрочная аренда (подписка)

Транспортная компания оформляет подписку на технику: берет ее в аренду на срок от нескольких месяцев, который можно продлить, и выплачивает фиксированные ежемесячные платежи. Право собственности остается у арендодателя. 

Особенности. При использовании этого способа техника не становится активом грузоперевозчика, однако вместе с тем он избавлен и от дополнительных расходов на страховку, техобслуживание и амортизационный ремонт. При этом не возникает никаких долгосрочных обязательств и кассовых разрывов: если заказов у перевозчика не будет, технику можно быстро вернуть владельцу. Используя подписку, автопарк можно нарастить с минимальными расходами: в этой модели нет первоначального взноса — предусмотрен только небольшой депозит (обеспечительный платеж), который возвращают по истечении срока аренды.

Когда выгодно использовать. Как и при покупке техники в кредит, подписка подходит компаниям, у которых ежемесячная прибыль с перевозок больше, чем арендные платежи за технику. Расширять автопарк по модели подписки выгодно, если важна гибкость бизнеса: возможность переходить на типы грузоперевозок, которые нужны клиентам (от контейнерных перевозок к шторным и рефрижераторным и наоборот) или быстро тестировать новые направления.

Выводы

Подведем итоги. Покупка на собственные средства выгодна, если компания может без потерь для бизнеса вывести крупную сумму из оборота, либо кредитные инструменты недоступны или очень дорогие. При этом скорость роста автопарка всегда ограничена количеством свободных денег. При покупке с кредитным плечом при аналогичном бюджете можно нарастить автопарк значительно быстрее и получить больше единиц техники. Однако при этом возникают долгосрочные финансовые обязательства перед кредитором. Выгодность способа напрямую зависит от величины кредитной ставки и рентабельности бизнеса. Аренда (подписка) выгодна для компаний, которые зарабатывают на технике больше, чем платят за ее использование. При этом увеличить автопарк можно очень быстро, часто — совсем без вложений. Техника не переходит в собственность перевозчика, однако компания становится более гибкой и может подстраиваться под рыночный спрос.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации03.12.2018
Уставной капитал150 000 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва КМ КИЕВСКОЕ ШОССЕ 22-Й (П МОСКОВСКИЙ) ДВЛД 4 СТР. 5 ЭТ 6 БЛОК Е ОФ 609Е
ОГРН 1187746976560
ИНН / КПП 7751152151 775101001
Среднесписочная численность41 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Киевское ш., 22-й км., п. Московский, дмвл. 4, стр. 5, Блок Е, эт. 6, офис 609Е
Телефон +78007075841

Социальные сети