Современный менеджер продукта в ИТ-бизнесе — архитектор счастья
Михаил Комаров, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, о том, как меняются навыки продакт-менеджера в цифровую эпоху и какие компетенции станут решающими

Канд. техн. наук, PhD, член Ученого совета НИУ ВШЭ, эксперт ООН по управлению Интернетом. Более 15 лет работает в сфере высшего образования, активно занимается поддержкой молодых инноваторов в России
В стремительно меняющемся мире, в первую очередь, под воздействием цифровых технологий, очень часто возникают вопросы, связанные с ролью человека в данных процессах. Развитие набора технологий искусственного интеллекта стали данные вопросы поднимать значительно чаще и острее. Тем не менее, человек является ключевым связующим звеном между современным технологическим кластером, задачами бизнеса и творческим подходом. Пришедший и укоренившийся продуктовый подход развития бизнеса требует от экспертов глубокого понимания технологий, бизнес-моделей и возможностей о том, как доносить ценность для клиентов решая их проблемы.
Продакты будущего: узкие роли вместо универсалов
Продуктовый жизненный цикл структурирует этапы работы над продуктом от его создания до масштабирования. Есть определенные тренды, которые меняют подход к разработке IT-продуктов. Это и искусственный интеллект и бОльшая автоматизация: менеджеры продуктов все чаще работают с алгоритмами прогнозирования, чат-ботами и персональными рекомендациями. Это и подходы на основе данных: решения теперь основаны на анализе больших данных и метрик в реальном времени (A/B-тесты, юнит-экономика). Это и гибридные методологии разработки, а не только Agile. И, безусловно, пользовательский опыт: пользователи ждут индивидуального опыта, что требует интеграции новых решений, накопление данных, анализ поведения потребителей и др. Важно говорить о том, что раньше менеджеры продуктов разрабатывали просто востребованные продукты, сейчас они должны разрабатывать востребованные продукты, которые постоянно сами эволюционируют и обучаются на основе пользовательского опыта.
Сами менеджеры продуктов и их компетенции трансформируются. Если раньше говорили про универсального специалиста, то сейчас менеджеры продуктов тоже специализируются, например:
- Маркетинговый менеджер продукта. Специалист на стыке продукта, маркетинга и продаж. Занимается созданием бесплатных продуктов для роста выручки, трипваеров, оптимизация конверсий, маркетинговые целевые страницы;
- B2С менеджер продукта. (e-commerce, retail, такси, доставка, шеринговые продукты, платежные решения (финансы), edtech; пользовательские продукты и решения для ежедневного использования;
- B2B менеджер продукта. Специалист, который создает и адаптирует продукты для компаний исходя из их особенностей;
- ML-менеджер продукта. Запускает продукты на основе машинного обучения и науки о данных; ориентация на технически интересные проблемы, которые имеют низкую стоимость для бизнеса / клиента;
- Менеджер высокотехнологичного продукта;
- Менеджер мобильных продуктов. Работает только с мобильными решениями;
- Менеджер продуктовой этики и комплаенса. Отвечает за соответствие продуктов регуляторным нормам (например, в финтехе или медицине);
- и многие другие.
Говоря, например, о менеджере продуктов в IT-бизнесе, нужно иметь ввиду, что такие менеджеры должны обладать глубоким пониманием технологического стека, т.к. крупные IT-компании имеют у себя сложную ИТ-инфраструктуру, множество решений для мониторинга поведенческих аспектов клиентов, наборы данных и системы на их основе, которые могут составлять основу будущих продуктов для IT-бизнеса.
Hard & soft skills идеального специалиста: что нужно уметь в 2025
Трансформация требований hard и soft skills изменила менеджера продукта. Если раньше менеджер продукта был «менеджер-переводчик» между бизнесом и разработкой, то сейчас: гибрид «аналитика, стратега и психолога» с глубоким пониманием технологий. Имеется очень активный тренд на трансформацию менеджеров продуктов в генеральных директоров отдельных компаний для продуктов в высокотехнологичных IT-компаниях.
Важную роль при подготовке менеджеров продуктов играет развитие их бизнес-насмотренности, вместе с обучением работе инструментальным подходам к анализу поведения потребителей, финансовому моделированию и пониманию точек роста для бизнеса, специфике управление командой и эффективные коммуникации и многое другое. В основе продуктового обучения всегда лежат сквозные практические кейсы и взаимодействие с бизнесом. Например, в нашей магистерской программе «Управление продуктом в ИТ-бизнесе», созданной совместно с Авито, студенты работают над реальными проектами компании. Эти задачи проходят через все дисциплины, а сам процесс обучения построен так, что участники поэтапно разбирают жизненный цикл продукта.
От успеха и качества разработанного продукта довольно часто зависит успех всего бизнеса. Одной из ключевых проблем при разработке продукта является ложное желание быстрого масштабирования без понимания продуктовой ниши и пользовательской ценности, одним из примеров является стартап Quibi, который игнорировал product-market fit в погоне за масштабированием и получил больше 1 млрд долларов США убытков, и закрылся через полгода после запуска. Успешный менеджер продукта будущего — это «архитектор ценностей», который балансирует между технологическими инновациями и ответственностью за комплексное донесение ценности до потребителя.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании