Зачем российским компаниям нужно развивать производственный туризм
О том, почему экскурсии на производство набирают популярность и зачем их нужно развивать, рассуждает генеральный директор компании «МасТТех» Тимур Аль-Кассаб

Работает в сфере строительства, с алюминием и в инжиниринге больше 20 лет. С 2008 по 2023 гг. - генеральный директор инжиниринговой компании "МасТТех", которая проектирует и производит архитектурные алюминиевые системы Masttech для светопрозрачных конструкций
В чем причина интереса вашей компании к промышленному туризму?
Это направление настолько популярно сейчас, что мы, производственники, не могли не обратить на него внимания. Экскурсии на производственную базу, во-первых, прекрасный инструмент маркетинга. Во-вторых, это прекрасная PR-технология. Приглашая гостей на производство мы показываем максимальную открытость компании. Продакшн-туры привлекают внимание не только широкой аудитории, но и профессионального сообщества. Специфика b2b подразумевает, что мы не работаем с конечным потребителем. Но среди посетителей завода могут оказаться те, у кого в квартирах и офисах стоят наши системы. Поэтому рассказ о высоком качестве продукции и демонстрация того, как это качество достигается, всегда важны. Что касается профсообщества, застройщики, архитекторы и переработчики — наши партнеры. Как раз они и приезжают в составе групп и могут своими глазами увидеть весь производственный цикл.
Есть ли какая-то специфика в тех продакшн-турах, которые вы проводите?
Да, конечно. Как я уже сказал, наш продукт интересен профессиональному сообществу, Алюминщиков интересует специфика работы с системами Masttech, особенности и тонкости. Поэтому, когда на производство приезжают профессионалы, мы делаем акцент на классификациях систем и их возможностях, работе с каталогами. А широкую аудиторию интересуют совсем другие вещи. Людям интересно понять, что такое архитектурные системы в принципе.
Экскурсии на производство меняют ракурс восприятия казалось бы привычных окружающих нас вещей. А в нашем случае происходит очень интересная трансформация. Мало кто задумывается о том, на чем держится стекло в окне или двери. И любуясь светопрозрачными фасадами небоскребов Сити, непрофессионал тоже не думает об этом. Детальное знакомство с производством архитектурных алюминиевых систем для светопрозрачных конструкций, которые компания «МасТТех» проектирует и производит с 2008 года, погружение в этапы, процессы и технологии позволят получить полное представление о том, как происходит появление неизвестного широкой аудитории, но очень нужного продукта.
Важная для нас целевая аудитория — это представители СМИ. Именно с пресс-туров мы и начали развитие производственного туризма. Авторы, пишущие для профессиональных строительных и производственных изданий имеют представление о нашем продукте. Но мы не ограничивается общением только с ними. К нам приезжали и деловые СМИ, которых интересуют глобальные процессы в целом и увеличение потребления алюминия в частности. И журналисты из специализированных изданий. Работающих, например, в сфере автобизнеса. Они освещали работу нашего автопарка. В принципе мы не представляем интереса для изданий, связанных с шоу-бизнесом. В остальных случаях наша пресс-служба представляет всю необходимую информацию и организует экскурсию на завод. Ее маршрут выстраивается в зависимости от запроса.
Наше ноу-хау — совмещение осмотра производства и культурно-историческими достопримечательностями. Сотрудники PR-департамента и Отдела рекламы и маркетинга разработали несколько маршрутов, позволяющих познакомить участников поездок с локациями, которые представляют интерес. Казалось бы, что можно найти необычного в промышленном городе Электросталь? Но эта точка зрения в корне не верна. Мы считаем, что в любом месте можно найти интересное, новое для гостей. Например, в Электростали есть и интересные памятники, и дома, представляющие архитектурные шедевры, и парк «Авангард», по которому приятно прогуляться. Мы также возим своих гостей в близлежащий Ногинск. В это небольшой Подмосковном городке столько интересного, что за один день не обойти. И первая в нашей стране ГЭС, и особняк купца Морозова, и древние храмы, и новая набережная Клязьмы.
Приятным бонусом для наших гостей стала традиция угощения в местной производственной столовой. Домашние вкусные блюда, традиционные рецепты и лояльные цены привлекают в нее многих работников города. Поэтому своим гостям мы предлагаем вкусный обед.
Почему производственный туризм становится все более популярным?
Он очень отличается от традиционного туризма. И привлекает не только обычных туристов, но и профессиональное сообщество. Производственные туры, или, как их стали называть, продакшн-туры, предлагают погружение в мир реального производства. И туристы своими глазами видят, как создаются разные товары. Такой формат позволяет людям оказаться в непривычной для них среде, заглянуть за кулисы индустриального мира, пообщаться с сотрудниками на производстве, задать вопросы. Посещение фабрик, заводов, электростанций, логистических центров и т.д. не только расширяет кругозор, но и позволяет поддержать отечественного производителя.
Еще одна причина растущей популярности — трансформация производственных цехов в туристические локации и сочетание разных аспектов. С одной стороны, это образовательная сторона вопроса. Туристы знакомятся с технологией разных производств. Например, сборкой автомобилей, производством сыра и вина. Как правило, во время экскурсий проводятся мастер-классы и дегустации, что позволяет создать продукт своими руками и повышает интерес целевой аудитории. Ярким примером такого подхода являются ювелирные фабрики и заводы по производству народных промыслов — гжельская керамика, павлопосадские платки, жостовские подносы и др. Во-вторых, эти поездки создают для предприятий, городов и регионов дополнительный экономический поток.
История развития промышленного туризма связана с современностью?
История развития продакшн-туризма предопределила его сегодняшнее развитие и состояние. Все началось в США в XIX веке. С пищевой и алкогольной продукции, что вполне логично, потому что одномоментно можно большую группу заинтересованных познакомить с производственными технологиями, и предложить попробовать продукт на дегустации. Например, завод Jack Daniel’s принимал туристов с момента открытия, уже в 1866 году. В Европе пионерами продакшн-туров стали английские пищевые фабрики Cadbury и винные заводы Испании.
Постепенно к этому направлению туризма стали подтягиваться автомобильные и другие производства. А в 2000-е годы случился бум индустриального туризма. Заброшки — промзоны, шахты, здания фабрик и заводов превратились в музеи, кластеры, коворкинги, выставочные пространства и релакс-зоны и обрели вторую жизнь. Активизировались и действующие предприятия. Например, завод BMW начал принимать до 260 000 туристов в год.
В России в эпоху СССР были интересные экскурсии на кондитерские фабрики. И эта тенденция стала очень перспективной в постсоветской России. Производственный (промышленный) туризм очень активно развивается в последнее десятилетие. Начало этому направлению положили экскурсионные туры для детей, в рамках которых они посещают производство мороженого, конфет, газировки и других товаров, популярных для этого возраста. Взрослая аудитория с удовольствием посещает и детские экскурсии, и действующие фабрики и заводы.
Сейчас в Российской Федерации реализуется программа АСИ «Открытая промышленность». В ней принимают участие 82 региона и больше 2200 предприятий разных направлений промышленности. На нашу производственную площадку гости приезжают несколько раз в квартал. Техника безопасности и непрерывный производственный процесс пока не позволяют делать это чаще. Но в наших планах — и расширение производства, и открытие шоу-рума. А это увеличит туристический поток.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики